В начальный период Великой Отечественной войны гаубицы 122-мм обр. 1909/37 и 1910/37 гг. состояли на вооружении некоторых артиллерийских полков Красной Армии. Гаубицы были созданы с учетом опыта русско-японской войны и являлись лучшими полевыми гаубицами своего времени. Обе гаубицы устроены почти одинаково и отличаются лишь конструкцией затворов. Гаубица образца 1909/37 гг. имеет клиновой затвор, а гаубица образца 1910/30 гг. — поршневой. Гаубицы имеют однобрусные лафеты с деревянными колесами, снабженными металлическими шинами.

На части модернизированных гаубиц были установлены металлические колеса с резиновыми шинами. На лафетах смонтированы также тормоза отката и накатники, установлены прицельные приспособления в виде прицела и орудийной панорамы, а также щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков снарядов. Конструкция лафета и подъемного и поворотного механизмов позволяют вести огонь с углами вертикальной наводки от –3° до +45° в случае гаубицы обр. 1910/30 гг. и от –1° до +43° в случае гаубицы обр. 1909/37 гг. Вследствие того, что гаубицы имеют однобрусные лафеты, углы горизонтального обстрела составляют соответственно 5° и 4°.

Стрельба из гаубиц ведется выстрелами раздельного заряжания. Наличие пяти переменных зарядов ленточного пороха и большой диапазон углов возвышения обеспечивают широкие возможности маневра огнем. Основными снарядами 122-мм гаубиц являются следующие гранаты: дальнобойная осколочно-фугасная, осколочная и фугасная (старого образца). В зависимости от установки взрывателя, осколочно-фугасная граната может быть рассчитана на замедленное (ударное), фугасное или осколочное действие. При установке взрывателя на фугасное действие она делает в среднем грунте воронку глубиной около 0,8 м и диаметром до 3 м. Наибольшая дальность стрельбы этой гранатой составляет 8940 м. Для стрельбы из гаубиц использовались также выстрелы со шрапнелью и осветительными снарядами.

Обе гаубицы могли транспортироваться как конной, так и механической тягой. Для перевода гаубицы в походное положение необходимо было лишь закрепить подъемный и поворотный механизмы стопорами, надеть чехлы на дульную и казенную части ствола и на прицел, а шкворневую лапу станка гаубицы надеть на крюк орудийного передка. Для перевода гаубицы в походное положение из боевого требовалось всего 30–40 с и столько же — для перевода из походного положения в боевое. Допустимая скорость движения гаубицы на деревянных колесах составляла не более 6 км/ч, а на металлических колесах с резиновыми грузошинами — до 18 км/ч.

122-мм гаубицы обр. 1909/37 гг. и обр. 1910/30 гг. пользовались большой популярностью в частях Красной Армии. Этому способствовала простота их конструкции, относительно малый вес в боевом и походном положениях и неплохая для дивизионных орудий дальность стрельбы.

Немаловажную роль в успешном использования гаубиц играло также то, что гаубицы были хорошо освоены личным составом артиллерийских частей. Существенными недостатками их были низкая маневренность и недостаточные углы горизонтального обстрела. В ходе войны они были постепенно заменены 122-мм гаубицами М-30.

 

Масса в боевом положении

1470 кг

Масса в походном положении

2300 кг

Калибр

122 мм

Начальная скорость снаряда

364 м/с

Угол возвышения

от –3° до 45°

Угол горизонтального обстрела

Скорострельность

5–6 выстр/мин

Дальность стрельбы

до 8940 м

Дальность прямого выстрела

до 825 м

Вес осколочно-фугасного снаряда

21760 г