В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км, небольшой массой и высокой скорострельностью. Орудие, удовлетворяющее этим требованиям, было разработано КБ под руководством Ф.Ф. Петрова и кардинально отличалось от аналогичных образцов устаревшей концепции.

Благодаря раздвижным станинам был расширен угол горизонтальной наводки, а за счет использования подрессоренных колес сильно выросла скорость транспортировки гаубицы. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом дальность стрельбы составляла 12 390 м, то есть почти в полтора раза больше, чем у гаубиц обр. 1909/30 гг. и 1910/37 гг. В 1943 г. за счет наложения ствола 152-мм гаубицы обр. 1938 г. на лафет 122-мм гаубицы М-30 была создана знаменитая 152-мм гаубица Д-1.