В годы Второй мировой войны 25-мм автоматическая зенитная пушка широко использовалась частями Красной Армии для борьбы с самолетами на дальностях до 2400 м и на высотах до 2000 м. В случае необходимости из нее можно было стрелять и по легким танкам и бронемашинам.

Пушка разработана в 1940 г. конструкторским бюро под руководством М.Н. Логинова и состоит из автомата, автоматического зенитного прицела, станка с механизмами наводки, уравновешивающего механизма, щитового прикрытия и повозки. Автомат включает в себя ствол с затвором, механизмы автоматического заряжания (магазин и лоток с досылателем), противооткатные устройства и люльку.

Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора, взведение ударника, выбрасывание гильзы, подача и досылка патрона, закрывание затвора и спуск ударника), происходят автоматически, за счет использования энергии отдачи. Стрельба из пушки может вестись непрерывным (автоматическим) или одиночным огнем. При этом обеспечивается скорострельность до 240 выстрелов в минуту. Пушка имеет вертикальный клиновой затвор, который действует при стрельбе автоматически. Для открывания затвора вручную при первом заряжании или перезаряжании имеется ручка, расположенная на люльке.

Механизмы автоматического заряжания состоят из магазина и лотка с досылателем. Пока в магазине имеются патроны, механизмы обеспечивают непрерывную автоматическую подачу патронов на лоток досылателя и досылку их в патронник ствола. Магазин имеет механизм взаимной замкнутости, при помощи которого стрельба автоматически прекращается в тех случаях, когда заряжающий не успевает вложить в магазин очередную обойму с патронами, и возобновляется при вкладывании обоймы с патронами без всякого перезаряжания. Ствол пушки снабжен легко сменяемой трубой, замена которой производится в случае сильного нагрева при непрерывной стрельбе, а также в случае ее повреждения. Для предохранения наводчиков от ослепления при выстреле и для смягчения резкости звука выстрела на ствол установлен пламегаситель. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки расположены на станке с правой стороны. Скорость вертикальной наводки составляет 7/30° за один оборот маховика поворотного механизма. Угол вертикального обстрела составляет от –10° до +85°. Угол горизонтального обстрела не ограничен. Управление огнем из пушки осуществляется с помощью автоматического зенитного прицела.

Прицел обеспечивал решение задач встречи снаряда с целью, то есть выработку упрежденных координат цели по входным данным: наклонной дальности, скорости, курсу и углу пикирования или кабрирования цели. Для стрельбы из 25-мм автоматической зенитной пушки обр. 1940 г. применялись унитарные патроны с осколочно-зажигательными трассирующими гранатами или бронебойно-трассирующими снарядами. Осколочно-зажигательная трассирующая граната предназначалась для стрельбы по воздушным целям. Граната имела головной взрыватель К-20 мгновенного действия. Если граната не попадала в цель, то во избежание поражения своих войск осколками при ее падении примерно через 5 секунд после взлета производилась самоликвидация гранаты в воздухе. Самоликвидация производилась через трассер.

Бронебойно-трассирующий снаряд предназначался для стрельбы по легким танкам и бронемашинам. Снаряд сплошной (не имел разрывного заряда).

Средством воспламенения служила капсюльная втулка КВ-2. На малой и средней дальности снаряд пробивал броню всех легких танков и бронемашин противника.

С учетом опыта использования пушки для стрельбы по наземным целям начиная с 1943 г. она выпускалась со щитовым прикрытием, предохранявшим расчет и материальную часть пушки от поражения пулями и осколками снарядов. Для транспортирования пушки использовалась четырехколесная повозка с независимым подрессориванием для каждого колеса. Колеса — автомобильного типа с шинами, наполненными губчатой резиной. Для возможности изменения направления движения орудия передний ход сделан поворотным. В боевом положении повозка не отделялась, а использовалась в качестве основания. При переводе из походного в боевое положение пушка опускалась на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего ходов. Крестообразно расположенные опоры придавали пушке необходимую устойчивость во время стрельбы в любом направлении при всех углах возвышения. Плавное и легкое опускание и подъем пушки при переводе ее из походного положения в боевое и обратно обеспечивалось специальными пружинными амортизаторами, находящимися внутри переднего и заднего концов продольной балки повозки.

Для того, чтобы перевести пушку из походного положения в боевое, натренированному орудийному расчету требовалось 40–45 секунд. Горизонтирование пушки производилось по уровням домкратами, расположенными на концах продольной балки, а также откидными боковыми упорами повозки. Конструкция повозки позволяла транспортировать пушку по асфальтовому шоссе со скоростью до 60 км/ч, а по булыжной мостовой и грунтовым дорогам — со скоростью от 15 до 45 км/ч. Особенно высокой мобильностью обладали пушки, установленные на грузовых автомашинах ГАЗ-АА. Некоторое количество пушек использовалось в виде стационарных зенитных установок. Они устанавливались на так называемых «столиках».

Общее количество 25-мм зенитных пушек обр. 1942 г., поставленных промышленностью Красной Армии в годы войны, составляет 4560 единиц. В 1943 г. на базе 25-мм зенитной пушки обр. 1940 г. была разработана спаренная 25-мм зенитная установка 94-КМ (два автомата 72-К). В течение 1944–1945 гг. Красной Армии было поставлено 337 таких установок, которые монтировались как на штатных повозках 25-мм зенитных пушек, так и на грузовых автомобилях ЗИС-11.
 

Масса в боевом положении

1170 кг

Масса в походном положении

1230 кг

Калибр

25 мм

Начальная скорость снаряда

910 м/с

Угол возвышения

от –10° до 85°

Угол горизонтального обстрела

360°

Теоретическая скорострельность

240 выстр/мин

Практическая скорострельность

70 выстр/мин

Досягаемость по высоте

до 2 км

Дальность стрельбы

до 6 км

Вес снаряда

(бронебойно-трассирующего)

286 г