37-мм авиадесантная
противотанковая пушка была спроектирована в 1943 году в ОКБЛ-46 под руководством Чарнко и Комарицкого.
Она представляла собой уникальный образец почти безоткатной пушки. Безоткатность достигалась,
во-первых, за счет мощного дульного тормоза, что характерно для
противотанковых пушек, а во-вторых, за счет оригинальной системы
отката. Она представляла собой, грубо говоря, помесь пушки с
двойным откатом с безоткатной пушкой, выполненной по схеме с инертной массой.
После выстрела ствол откатывался назад на 90–100 мм, а инертная масса (в проекте
названная «тяжелым телом») расцеплялась со стволом и откатывалась назад внутри кожуха на расстояние 1050–1070 мм. Торможение инертной массы происходило за счет трения и сжатия пружины накатника. Им же и производился накат инертной массы до исходного положения.
Внутреннее устройство ствола, боекомплект и баллистика
были взяты от 37-мм зенитной автоматической пушки обр. 1939 г. Кроме того, специально для этой пушки был создан 37-мм подкалиберный снаряд БР-167П.
Пушка разбиралась на три части: качающаяся часть, станок и щит.
Вертикальное наведение осуществлялось подъемный механизмом, а горизонтальное — плечом наводчика.
Станок был двухколесный с раздвижными станинами. Станины имели постоянные и забивные сошники. Щит в походном положении на колесах ставился вдоль движения. |
Пушка имела легкий подрессоренный ход, предназначенный
только для перевозки расчетом вручную. Буксировка
пушки автомобилем могла привести к разрушению лафета.
Поэтому ее транспортировку предполагалось производить в
кузовах автомобилей «Виллис» (1 пушка), ГАЗ-64 (1 пушка), «Додж» (2
пушки) и ГАЗ-А (2 пушки), а также в коляске мотоцикла «Харли-Дэвидсон». Кроме того, в нештатных ситуациях можно было
возить пушку в одноконной тележке.
Масса |
217 кг |
Расчет |
4 человека |
Калибр |
37 мм |
Начальная скорость снаряда |
880 м/с |
Угол возвышения |
до 5° |
Угол горизонтального обстрела |
45° |
Скорострельность |
15-25 выстр./мин |
Дальность прямого выстрела |
4 км |
Вес снаряда |
0,73 кг |
|