Бронеавтомобиль БА-21 был разработан в 1937 г. на базе автомобиля ГАЗ-21 на заводе ДРО в г. Выкса. Опытный образец был изготовлен в январе 1938 г. В сравнении с ГАЗ-21 шасси броневика было доработано: 1. Передняя ось усилена стальной специальной накладкой, которая соединена с осью при помощи стремянок в средней части, а концы накладки имеющимися на ней выступами охватывают ось. 2. Рессоры усилены и имеют 10 листов каждая, вместо 8 листов. 3. БА-21 имеет 2 бензобака — один (40 л), расположенный в передней части броневика, а второй (60 л) — в задней части машины. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 407 км.

Бронеавтомобиль отличался от подобных по назначению серийных бронированных БКМ улучшенной защищенностью, трансмиссией и ходовой частью. Экипаж машины состоял из трех человек. В качестве основного оружия использовался 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в башне в шаровой опоре, а в качестве дополнительного — второй пулемет ДТ, установленный справа в лобовом листе корпуса (для радиста). Боекомплект к пулеметам составлял 1890 патронов. При стрельбе использовались простые механические прицелы. Цилиндрическая башня поворачивалась усилиями стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины, в вертикальной плоскости оружие наводилась в пределах +23°... –13°. В походном положении башня фиксировалась тремя стопорами, установленными по периметру ее погона. Люк башни имел сферическую форму.

Броневая защита — противопульная. Сварной корпус машины был выполнен из катаных броневых листов толщиной 4, 6, 10 и 11 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. Толщина броневых листов башни, унифицированной с башней БА-20, составляла 9–11 мм.

На машине устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором «Зенит» с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка, распределитель с центробежным регулятором и свечи зажигания.

В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач, два ведущих (второй и третий) моста с червячной главной передачей. Колесная формула машины — 6x4. Односкатные дисковые колеса были оснащены пулестойкими шинами типа ГК. Среднее расчетное давление на грунт составляло 2,53 кг/см2. На БА-21 в 1,6–1,8 раза возросла толщина броневых листов по сравнению с броневыми листами, установленными на бронеавтомобилях ФАИ, ФАИ-М и БА-20.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А·ч и генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для внешней связи на машине устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 со штыревой антенной.

Госиспытания броневика прошли в феврале-марте 1938 года. Броневик показал неплохую проходимость, что обеспечивалось «хорошей приспособляемостью мостов шасси БА-21, наличием двух задних ведущих мостов, поддерживающих колес и небольшой удельной нагрузкой шин колес». На снежной целине в 200 мм броневик забуксовал. Однако с установкой на колеса любого из ведущих мостов цепей броневик оказывался способен свободно двигаться по снежной целине глубиной 300 мм. По проходимости БА-21 значительно превосходил двухосные образцы, но уступал им по скоростным данным (не более 52,5 км/ч) и надежности. Испытания на преодоление подъемов проходили близ деревни Агафоново — на живописном берегу Москвы-реки. По выполнении основной испытательной программы, 28 марта 1939 года на Можайском шоссе были произведены повторные контрольные замеры скоростей движения, времени разгона и торможения с помощью прибора «Оригинал Брун».

Построен в единственном экземпляре на ГАЗе, т.к базовое шасси в производство не пошло. До наших дней опытный образец трехосного броневика сохраняется в подмосковной Кубинке в Музее бронетехники.

 

Масса

3240 кг

Экипаж

3 человека

Длина

4220 мм

Ширина

1778 мм

Высота

2263 мм

Клиренс

295 мм

Переговорное устр-во

71-ТК-1

Мощность двигателя

50 л.с.

Тип двигателя

4-х цил., карб.

Вооружение

два 7,62-мм пулемета ДТ

Боезапас

1890 патронов

Скорость по шоссе

до 52 км/ч

Запас хода по шоссе

400 км

Преодолеваемый подъем

до 22°

Бронирование

6–11 мм