Параллельно с созданием и запуском в серийное производство боевых машин БМ-13 и снарядов М-13 велись работы по адаптации авиационных реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 для использования в полевой реактивной артиллерии. Эти работы были завершены 2 августа 1941 г. принятием на вооружение 82-мм реактивного снаряда М-8.

В течение войны снаряд М-8 несколько раз дорабатывался с целью повышения мощности действия у цели и дальности полета. Последний вариант его имел вес взрывчатого вещества 0,64 кг (по сравнению с 0,371 кг в первоначальном варианте) и дальность полета 5,5 км.

В связи с тем, что Реактивный НИИ был занят разработкой БМ-13 и не имел возможности сконструировать еще одну пусковую установку под снаряд М-8, соответствующее задание в июне 1941 г. было выдано заводу «Компрессор», конструкторское бюро которого имело опыт доработки чертежей установки БМ-13 и запуска этой установки в серийное производство. В целях сокращения сроков создания установки конструкторы наряду с созданием новых узлов широко использовали уже освоенные в производстве узлы установки БМ-13, например, основание, а в качестве направляющих использовали выпускавшиеся по заказу ВВС направляющие типа «флейта».

С учетом опыта производства установок БМ-13 при создании новой установки особое внимание было обращено на обеспечение параллельности направляющих и прочности их креплений с тем, чтобы уменьшить рассеивание снарядов.

Первоначально установка была 38-зарядной, были разработаны два варианта ее размещения на шасси грузовых автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6. Проведенные уже в июле 1941 г. испытания обоих вариантов показали преимущество установки на шасси автомобиля ЗИС-6.

Трехосное шасси этого автомобиля обладало большей проходимостью. Кроме того, оно уже использовалось для создания установки БМ-13, что позволяло заимствовать элементы электропроводки, домкраты и комплекс спецсредств.

В целях повышения надежности установки было решено уменьшить количество направляющих до 36, так как первоначальная компоновка не исключала возможность задевания оперением ракеты за кожух винта горизонтальной наводки.

Новая установка была принята на вооружение Красной Армии 6 августа 1941 г. под обозначением БМ-8-36 и запущена в серийное производство на московских заводах «Компрессор» и «Красная Пресня». К началу сентября 1941 г. было изготовлено 72 установки этого типа, а к ноябрю — 270 установок. Установка БМ-13-36 зарекомендовала себя как надежное оружие с весьма мощным залпом. Ее существенным недостатком была неудовлетворительная проходимость шасси ЗИС-6 по бездорожью. В ходе войны этот недостаток был в значительной степени устранен за счет монтажа артиллерийской части установки на шасси легких танков Т-40 и Т-60, а также на шасси американских автомобилей повышенной проходимости «Студебеккер» и «Форд-Мармон».

 

Число направляющих

36

Калибр снаряда

82 мм

Время залпа

15–20 с

Дальность стрельбы

до 5500 м

Вес снаряда

8 кг