807-мм однотипные орудия «Дора» и «Густав» разрабатывались на заводах фирмы «Крупп» с начала 1937 года и первоначально предназначались для разрушения долговременных укреплений на французской линии Мажино. Несмотря на то, что в мае 1940 года в результате молниеносной войны Франция была повержена и необходимость штурма линии Мажино отпала, работы над орудиями продолжались и в начале 1942 года было собрано первое из них — «Дора».

Для обеспечения возможности перевозки орудия по железной дороге оно состояло из нескольких основных частей, которые перевозились на специальных железнодорожных платформах. На боевой позиции эти основные части устанавливались на специальной платформе, перемещавшейся по двум железнодорожным колеям, разнесенным по ширине на 6 м. Горизонтальная наводка орудия осуществлялась благодаря тому, что железнодорожные колеи на огневой позиции выполнялись в виде кривых определенного радиуса. Вертикальная наводка производилась с помощью электро-гидропривода. Пушка имела клиновой замок и пневмогидравлические тормоза отката и наката.

В качестве боеприпасов использовались выстрелы раздельного заряжания со снарядами двух типов: бетонобойный — весом 7100 кг и фугасный — весом 4800 кг и длиной 5,2 м. Вес взрывчатого вещества в бетонобойном снаряде составлял менее 4% от общего веса снаряда, а в фугасном — 14%. Бетонобойный снаряд пробивал бронеплиту толщиной 1 м или железобетонное перекрытие толщиной 8 м.

В феврале 1942 года орудие было передано в распоряжение командующего 11-й армией, перед которой была поставлена задача овладеть Севастополем. Транспортировка «Доры» осуществлялась при помощи нескольких железнодорожных составов. Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный 672-й артиллерийский дивизион численностью около 500 человек, состоявший из нескольких подразделений, в том числе штабной и огневой батарей. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчеты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.

Группа штабных офицеров заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию для пушки в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки позиции было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей. Охрана позиции возлагалась на караульную роту из 300 бойцов, а также большую группу военной полиции и специальную команду со сторожевыми собаками.

 Кроме того, имелось усиленное военно-химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПBO численностью 400 человек. Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию пушки «Дора», составляла более 4000 человек. Подготовка огневой позиции, расположенной на расстоянии около 20 км от оборонительных сооружений Севастополя, закончилась в первой половине 1942 года. При этом от основной железнодорожной линии пришлось проложить специальный подъездной путь протяженностью 16 км.

После окончания подготовительных работ на позицию были поданы основные части пушки, и началась ее сборка, продолжавшаяся неделю. При сборке применялись два подъемных крана с дизельными двигателями мощностью по 1000 л.с. Боевое применение орудия не дало тех результатов, на которые рассчитывало командование Вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м. В основании ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром около 3 м. Таким образом, оборонительные сооружения могли быть серьезно повреждены только при прямом попадании снаряда в жизненно важные узлы, что легче было осуществить при стрельбе из нескольких орудий меньшего калибра.

После взятия Севастополя германскими войсками орудие «Дора» было перевезено под Ленинград в район станции Тайцы. Сюда же было доставлено орудие «Густав», сборка которого была закончена в начале 1943 года. После начала советскими войсками операции по прорыву блокады Ленинграда оба орудия были эвакуированы в Баварию, где в апреле 1945 года они были взорваны при приближении американских войск.
 

Масса в боевом положении

1350 т

Масса в походном положении

317 т

Длина транспортера

41300 мм

Калибр

807 мм

Начальная скорость снаряда

(фугасного)

820 м/с

Длина ствола

40 калибров

Начальная скорость снаряда

1500 м/с

Угол возвышения

 до 65°

Угол горизонтального обстрела

отсутствует

Скорострельность

1 выстр/20 мин

Дальность стрельбы

(фугасным снарядом)

до 47 км

Вес фугасного снаряда

4800 кг