История создания «Хетцера» проста и незатейлива. В ноябре 1943 г. союзники провели мощную бомбежку заводов «Альмеркише Кеттенфабрик» (Alkett) в Берлин-Мариенфельде, которая завершилась большим успехом. В результате бомбардировки были повреждены заводские цеха и оборудование крупнейшего производителя штурмовой артиллерии фашистской Германии, составлявшей основу противотанковых дивизионов и бригад. Таким образом, планы оснащения противотанковых подразделений Вермахта чрезвычайно нужной материальной частью на 1944 г. оказались под угрозой срыва. Правда, вскоре фирма «Фредерик Крупп» освоила выпуск штурмовых орудий своей конструкции с боевой рубкой от StuG 40 и ходовой частью танка PzKpfw IV, но эти САУ оказались сравнительно дорогими, а главное — их массовый выпуск лишал армию некоторого количества основных танков PzKpfw IV, которых также не хватало. Положение усугублялось тем, что по расчетам ОКН к началу 1945 г. потребность армии в 75-мм противотанковых САУ должна была составить не менее 1100 штук в месяц. Однако ни одна из серийно выпускаемых боевых машин не могла изготавливаться в таком количестве — все оказались достаточно сложными и металлоемкими.

Проведенные исследования имеющихся проектов показали, что наиболее дешевым и освоенным является ходовая часть и силовой агрегат САУ «Мардер III», которая
несла подходящее вооружение, однако бронирование этой боевой машины было чисто условным. Правда, ходовая часть «Мардера» позволяла увеличить массу боевой машины без значительного усложнения подвески (путем простого добавления числа листов рессоры).

Еще в августе — сентябре 1943 г. инженерами фирмы «ВММ» (бывш. Praha) был разработан эскиз легкой дешевой бронированной противотанковой САУ нового типа, вооруженной безоткатным орудием, но до упомянутой бомбардировки этот проект интереса не вызывал, несмотря на возможность массового выпуска таких боевых машин. Но в 1944 г. производство штурмовых орудий на территории Чехословакии стало очень привлекательным еще и потому, что союзники пока почти не подвергали налетам территорию этой страны, промышленный потенциал которой практически не пострадал.

В конце ноября фирма «ВММ» получила официальный заказ с тем, чтобы отложенный проект «штурмового орудия нового образца» (StuG nА) был закончен в течение месяца. 17 декабря проектные работы были завершены и деревянные модели новых вариантов машины предстали пред очи господ из Управления Вооружений Сухопутных Войск (Heereswaffenamt). Между собой эти варианты отличались ходовой частью и силовой установкой.

 Первый базировался на PzKpfw 38 (t), второй — на шасси нового опытного разведывательного танка TNH nA. В малоразмерной боевой рубке САУ с наклонным расположением броневых листов монтировалось безоткатное 105-мм орудие, способное на дальности до 3500 м пронзить броню любого вражеского танка. Второй вариант машины вооружался 105-мм трубой — пусковым устройством противотанковых ракет (скорость ракеты до 900 м/с) и 30-мм автоматической пушкой.

В постройку был рекомендован вариант, являвшийся как бы серединой между предложенными версиями и сочетавший удачные по мнению экспертов узлы одной и другой. Поскольку безоткатное орудие, равно как и очень перспективная ракетная пушка, еще не были отработаны, да и с боеприпасами к ним имелись большие неясности, в качестве вооружения нового истребителя танков была утверждена 75-мм пушка PaK 39 L/48, поставленная в серийное производство для среднего истребителя танков Jagdpanzer IV. Окончательный вариант САУ был одобрен уже 27 января 1944 г. и вскоре машина была принята на вооружение как «75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)» (Sturmgeschutz nA mit 7,5 cm PaK 39 L/48 Auf Fahzgestell PzKpfw 38(t)). Испытания построенных опытных образцов прошли успешно и с 1 апреля 1944 г. началось изготовление первых полноценных серийных машин. Вскоре после этого САУ были переклассифицированы в легкие истребители танков и им был присвоен новый индекс «Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)», а с 4 декабря 1944 г. за ними было закреплено также собственное имя «Хетцер» (с немецкого Hetzer — егерь, прикармливающий зверя).

Несмотря на то, что при создании новой САУ проектировщики попытались максимально унифицировать ее с хорошо освоенными танком PzKpfw 38 (t) и легким истребителем танков «Marder III», в ней было очень много принципиально новых конструктивных и технических решений. Так, впервые для Чехословакии корпуса из броневых листов сравнительно большой толщины изготавливались сваркой, а не на болтах. Сварной корпус был монолитным и герметичным (кроме крыши боевого и моторного отделений), а трудоемкость его изготовления после освоения сварочных работ снизилась почти вдвое по сравнению с клепанным.

Носовая часть корпуса состояла из 2-х броневых листов толщиной 60 мм (по отечественным данным— 64 мм), установленных под большими углами наклона (60° верхний и 40° нижний). Сравнительно тонкие (20-мм) борта «Хетцера» также имели большие углы наклона и потому неплохо защищали экипаж от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45-мм) пушек, а также от крупных снарядных и бомбовых осколков.

Новой была и компоновка истребителя танков, так как впервые для чехословацкого машиностроения водитель машины располагался слева от продольной оси (до войны в Чехословакии была повсеместно принята правосторонняя посадка механика-водителя танка). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта. Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый — для командира.

В целях удешевления серийной САУ первоначально она оборудовалась довольно скудным набором средств наблюдения. Так механик-водитель имел два перископа обзора дороги (часто устанавливался только один); наводчик мог обозревать местность только через перископический прицел «Sfl. Zfla», имевший довольно малое поле зрения. Заряжающему был предоставлен перископический прицел оборонительного пулемета, который можно было поворачивать вокруг вертикальной оси. Командир машины мог воспользоваться стереотрубой, или выносным перископом, но пользоваться ими он мог только при открытом люке. Если же крышка люка почему-то бывала закрыта (например, при вражеском обстреле), то экипаж совершенно лишался возможности обозревать окрестности по правому борту и корме танка (кроме пулеметного перископа).

 Как уже упоминалось, в качестве вооружения «Хетцера» была утверждена 75-мм самоходная противотанковая пушка PaK 39/2 с длиной ствола 48 калибров. Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа несколько правее продольной оси машины. Малые размеры боевого отделения при крупном казеннике пушки, а также несимметричная ее установка привели к тому, что углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (5° влево и до 10° вправо).

Впервые в немецком и чехословацком танкостроении такое довольно крупное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение. Это стало возможным во многом благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка. Эту рамку для орудия PaK 39/PaK 40 спроектировал в 1942–1943 гг. инженер К. Штольберг, но некоторое время она не вызывала доверия у военных. И только после изучения захваченных летом 1943 г. советских САУ С-1 (СУ-76И), СУ-85 и СУ-152, которые имели подобные рамочные установки, немецкое командование поверило в ее работоспособность. Немцы применили рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV, Panzer IV/70, а позднее даже и на тяжелой «Ягдпантере».

«Хетцер» позаимствовал карданную рамку вместе с орудием PaK 39/2 и качающейся бронировкой тормоза отката от САУ Jagdpanzer IV. Поскольку носовая часть «Хетцера» оказалась довольно сильно перегруженной (пустая САУ имела дифферент на нос, приводивший к проседанию носовой части до 8–10 см относительно кормы), конструкторы пытались всячески облегчить ее. Для этого, в частности, у серийных машин ранних выпусков несколько обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску передних опорных катков. Оборонительный пулемет устанавливался на крыше САУ над левым люком и был прикрыт от осколков уголковым щитком. Его питание осуществлялось от магазина емкостью 50 патронов, а обслуживанием занимался заряжающий.

В силовом отделении «Jagdpanzer 38» был установлен двигатель «Прага» AE, представлявший собой развитие шведского мотора ScaniaVabis 1664, массово изготовлявшийся в Чехословакии по лицензии. Двигатель имел 6 цилиндров, расположенных в ряд и отличался неприхотливостью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Однако по сравнению с первоначальным вариантом модификация «Прага» AE получила второй карбюратор, позволивший поднять его обороты с 2100 до 2500. Немного увеличенная степень сжатия мотора, наряду с увеличенными оборотами, позволили поднять его мощность со 130 л.с. до 160 л.с., а позднее — и до 176 л.с. КПП «Хетцера» от танка TNH nA позволяла САУ легко разогнаться до скорости 40 км/ч на хорошем грунте, но многие машины были куда более прыткими. Так, испытания трофейного «Хетцера» в СССР показали его максимальную скорость 46,8 км/ч на проселочной дороге с твердым грунтом. Питание двигателя осуществлялось из двух топливных баков емкостью 220 и 100 литров, что обеспечивало машине запас хода по шоссе порядка 185–195 км.

Шасси прототипа САУ содержало элементы танка PzKpfw 38(t) с усиленными рессорами, но с началом серийного производства диаметр опорных катков был увеличен с 775 до 810 мм (в серийное производство были пущены катки танка TNH nA). Для улучшения маневренности колея САУ была расширена с 2140 мм до 2630 мм.

Как уже говорилось, серийное производство «Хетцеров» началось в апреле 1944 г. От своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, иным размещением шанцевого инструмента, опорными катками диаметром 810 мм, и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели). Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие «слепые зоны» вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200°, а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. Но по правому борту мертвая зона все-таки осталась.

В июле — августе все серийные машины начали оборудовать бонками для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на «Хетцер» начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений. Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра и 16 болтами вместо 32 у прежних. Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов.

В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9 мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась как и на машинах первых выпусков — на уровне 7 мм. В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко. В январе 1945 г. новые «Хетцеры» начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с. и усиленную КПП, а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы «Татра», уже опробованным на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно все-таки не выпускалась. Серийный выпуск «Jagdpanzer 38» (SdKfz 138/2) планировалось вести до конца июня 1945 г., когда он должен был быть заменен более совершенным «Jagdpanzer 38 (d)».

 

Масса

16 т

Экипаж

4 человека

Длина

4870 мм

Ширина

2630 мм

Высота

2200 мм
Вооружение 75-мм пушка, 7,92-мм пулемет
Боекомплект 40 снарядов, 900 патронов

Бронирование

до 60 мм

Мощность двигателя

160 л.с.

Скорость по шоссе

до 42 км/ч

Запас хода по шоссе

260 км