Тяжелый танк ИС-3 разрабатывался на опытном заводе № 100 в 1945 году под именем
«Кировец-1». Новая боевая машина создавалась с учетом недостатков ИС-2, выявившихся во время его боевого использования. Отличительными чертами машины были приземистая полусферическая башня со сверхмощным бронированием и двойной наклон лобового бронелиста.

   

 

   

Танк был рассчитан исключительно на использование в военное время, так как его агрегаты очень быстро изнашивались и не могли выдержать длительного несения службы. С окончанием войны все произведенные машины были законсервированы и помещены в ангары, а службу несли кардинально модернизированные ИС-2. Несмотря на общую удачность конструкции, при разработке отдельных агрегатов были допущены серьезные ошибки.

Была создана комиссия по устранению конструкционных недостатков, в первую очередь — двигателя и трансмиссии, но и она не смогла довести эксплуатационный уровень ИС-3 до приемлемого. Вопреки расхожему мнению, танки ИС-3 не принимали участия в боевых действиях Второй мировой войны. Один полк этих танков участвовал в берлинском параде советских войск в честь капитуляции Японии, где ИС-3 произвели сильное впечатление на наших западных союзников. Даже через 10 лет после окончания войны ИС-3 оставались мощнейшими в мире танками. Последняя машина была снята с вооружения уже Российской Армии в 1993 г.