Параллельно с работами по САУ ИСУ-122-1, представлявшей собой логическое продолжение самоходок серии ИС, но вооруженной 122-мм пушкой А-19, в КБ завода №100 решили пойти несколько дальше и создать более мощную машину. Совместно с ЦАКБ НКВ под общим руководством В.Г. Грабина в середине 1944 года была проведена работа по установке морской 130-мм пушки Б-13 с горизонтальным клиновым затвором и дульным тормозом Т-образного типа в корпус ИСУ-122С.

Конструкция ИСУ-130 практически не отличалась от серийной ИСУ-122С. Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 100, 90, 75, 60, 30 и 20 мм, а его лобовая часть представляла собой броневую отливку. Компоновка САУ изменений не претерпела.

Ходовая часть состояла из 12 сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колес зубового зацепления. Каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

Новое орудие, получившее индекс С-26, монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от –1°12’ до +14°14’, сектор горизонтальной наводки составлял 11°43’. Уравновешивание качающейся части орудия в цапфах осуществлялось путем прикрепления грузов к неподвижной части ограждения пушки. Пушка оснащалась устройством продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Дальность прямого выстрела С-26 составляла 1100-1300 м по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 5 км, практическая скорострельность составляла 2 выстрела в минуту. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска. Боекомплект составил 26 выстрелов раздельного заряжания, укладка которых производилась по обоим бортам рубки и на полу боевого отделения.

Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолета-пулемета) ППШ или ППС с боекомплектом 497 патронов (7 дисков) и 25 ручных гранат Ф-1.

Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались три прибора Mk-IV. Стрельба из орудия осуществлялась при помощи телескопического прицела СТ-18 (прямой наводкой) и панорамы Герца (с закрытых позиций). Для обеспечения возможности огня в темное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.

В кормовой части корпуса устанавливался 12-цилиндровый 4-тактный двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года.

Трансмиссия машины состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, 4-ступенчатой КПП с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад), двух бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами и двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов.

Средства связи включали в себя радиостанцию 10РК-26 и переговорное устройство ТПУ-4-бисФ на 4 абонента.

Экипаж самоходки был уменьшен до 4-х человек за счет удаления замкового – теперь его функции выполнял заряжающий.

Заводские испытания ИСУ-130 начались в октябре 1944 года, а в ноябре были проведены полигонные. Впечатление от новой САУ было двояким. С одной стороны, по мощности орудие С-26 превосходило аналогичные танковые артсистемы, но его установка в рубке ИСУ-122С потребовала доработок. Кроме того, длину ствола справедливо посчитали чрезмерной — он выходил за габариты самоходки на 4,8 метра, а общая длина составила 11,42 м. Это создавало огромные проблемы при движении через лесистую местность и при преодолении широких траншей. Полностью устранить эти недостатки не удалось, в связи с чем работы по ИСУ-130 были свернуты в начале 1945 г.

 

Масса

47 000 кг

Экипаж

4 человека

Длина

11 420 мм

Ширина

3070 мм

Высота

2340 мм

Клиренс

450 мм

Средства связи

радиостанция 10РК-26, переговорное устройство ТПУ-4бисФ

Вооружение

130-мм пушка С-26

Боекомплект

26 выстрелов

Бронирование

лоб корпуса — 60/90 мм,
борт корпуса — 75/90 мм,
корма рубки — 60 мм,

маска пушки — 100 мм,
днище — 20 мм,
крыша — 30 мм

Мощность двигателя

520 л.с.

Скорость по шоссе

до 35 км/ч

Запас хода по шоссе

150 км

Запас хода по
пересеченной местности

110 км

Преодолеваемые препятствия

подъём — 32°,
высота стенки — 1,00 м,
ширина рва — 2,50 м,
глубина брода — 1,50 м