Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня толщиной 30–40 мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине разработанный группой конструкторов под руководством Ж.Я. Котина новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой.

В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней — боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса. На танке устанавливался 12-цилиндровый дизельный V-образный двигатель В-2К мощностью 500 л.с. Из-за нехватки этих двигателей на части танков в первые месяцы войны устанавливались карбюраторные двигатели М-17.

Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион, восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, бортовые фрикционы и планетарные бортовые передачи. Необходимо отметить, что конструкция главного фрикциона не обладала достаточной технической надежностью. Большинство потерянных в первые месяцы войны танков КВ-1 были брошены из-за неисправности этого узла.

Благодаря мощному двигателю танк преодолевал подъем 36°, ров шириной 2,5 м и стенку высотой 1,0 м. Широкие гусеницы обеспечивали среднее удельное давление на грунт в пределах 0,77 кг/см², что делало танк достаточно подвижным на грунтах с малой несущей способностью.

КВ-1 выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75 мм или литой с толщиной стенок 95 мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105 мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов.

Первоначально на танке устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем — Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. танк выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5.

Танк имел достаточно мощное пулеметное вооружение. В левой части лобового листа корпуса в шаровой опоре был закреплен 7,62-мм курсовой пулемет, имевший угол обстрела 30°. С пушкой был спарен еще один пулемет, а в задней части башни в шаровой опоре был установлен третий пулемет. Кроме того, на некоторых танках над входным люком монтировалась турельная установка с зенитным пулеметом. Общий боекомплект пулеметов состоял из 3024 патронов в снаряженных дисках.

Танк выпускался серийно с 1940 по 1942 г. В июне 1941 г. в дислоцированных в западных военных округах танковых дивизиях Красной Армии имелось 639 танков КВ-1, аналогов которым не было во всем мире. После реорганизации танковых войск, обусловленной огромными потерями материальной части, танки КВ-1 состояли на вооружении танковых бригад, а также тяжелых танковых полков прорыва и использовались в течение практически всей Великой Отечественной войны. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие, а также тяжелые самоходные артиллерийские установки.
 

Масса

47 т

Экипаж

5 человек

Длина

6750 мм

Ширина

3320 мм

Высота

2710 мм

Вооружение

76-мм пушка Л-11, три 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

111 снарядов, 3024 патрона

Бронирование

до 95 мм

Мощность двигателя

500 л.с.

Скорость по шоссе

до 35 км/ч

Запас хода по шоссе

250 км