Проводя «разбор полетов» тяжелого танка КВ-1, руководство посчитала идею тяжелого танка настолько дискредитированной, что даже встал вопрос о целесообразности выпуска тяжелых танков вообще. Конечно, до этого не дошло, но стал активно разрабатываться проект скоростного КВ-1 с ослабленным бронированием корпуса. За счет уменьшения максимальной толщины бронелистов до 75 мм, изменения устройства кормы, применения легких материалов и совершенно новой башни удалось сократить разницу в массе Т-34 и КВ-1С до 6 тонн.

Новая машина развивала скорость до 43 км/ч. Но появление КВ-1С на фронте было несвоевременным: тогда наступил такой момент, что были необходимы как раз тяжелобронированные танки, чтобы противостоять немецким «Тиграм».

На базе КВ-1С строился огнеметный танк КВ-8С, также он послужил базой для создания КВ-85, а шасси КВ-1С использовалось для выпуска самоходок СУ-152. Наиболее деятельное участие танк принял в боях на Курской Дуге.