«В 1942 году продолжалась острая нехватка надежных тяжелых танков. Эта нехватка привела к катастрофе в Крыму и под Харьковом. КВ-1 полностью дискредитировали себя, вместе с КВ-1 была дискредитирована идея тяжелого танка вообще». Эти слова принадлежали одному из разработчиков танка КВ-1. Некоторые из высших командиров РККА настаивали на прекращении выпуска тяжелого танка вообще. Другие предлагали создать «универсальный танк», совмещающий в себе свойства тяжелого и среднего танка.

Самое интересное, что в 60–70-х годах конструкторы и военные всего мира пришли к выводу, что на вооружении должен стоять один танк, совмещающий в себе мощную пушку, надежное бронирование и маневренность. И такие танки были созданы. Но тогда, в далеком 1942 году, эта задача была почти неразрешима. Конструкторы попытались создать некий гибрид Т-34 и КВ. Этот танк был назван КВ-13, но в серию не пошел, хотя многие оригинальные идеи, предложенные для этого танка, были потом применены в конструкции танков серии «ИС».

Параллельно с разработкой новых танков было принято решение на проведение работ по глубокой модернизации танка КВ, с целью сделать его более надежным и динамичным. Конструкторы в спешном порядке начали разрабатывать модель КВ с более тонкой броней, названную КВ-1С (скоростной).

Пожертвовав броней, они попытались создать танк, близкий по ходовым характеристикам с T-34/76. КВ-1С был на 5 тонн легче КВ-1. Больше всего удалось выиграть в весе, уменьшив размеры башни. Толщина брони корпуса была снижена с 90 до 75 мм. Корма танка получила новую конфигурацию, благодаря чему удалось выкроить еще несколько сотен килограммов.

В ходовой части КВ-1с были применены новые, более легкие опорные катки и литые траки уменьшенной ширины (608 мм). Чтобы еще больше улучшить ходовые качества машины, силовая установка была полностью переработана. Танк получил новый главный фрикцион и коробку передач с де-мультипликатором, обеспечивавшую 8 передач вперед и 2 назад.

Главной особенностью КВ-1С стала новая башня, в конструкции которой были учтены кровавые уроки 1941–1942 годов. Командира КВ-1С избавили от обязанностей заряжающего, теперь снаряды подавал стрелок кормового пулемета. Место командира танка перенесли из правого переднего угла башни в левый задний угол, за спину наводчика. Кроме того, командир получил командирскую башенку (КВ-1С был вторым после Т-50 советским танком, оснащенным ей).

Башенка хотя и не имела люка, но обеспечивала командиру танка хороший круговой обзор, что значительно облегчало управление танком, координацию действий с другими машинами и обнаружение противника. Башня имела один люк, который располагался в правой части крыши башни. Кормовой пулемет перенесли из центра башни в левую часть. Теперь его мог обслуживать и командир танка.

Боезапас состоял из 114 выстрелов. В башню можно было устанавливать как пушку ЗИС-5, так и Ф-34. В танке было установлено 3 пулемета ДТ с боезапасом в 3000 патронов.

Масса танка составила 42,5 тонн, максимальная скорость — 43 км/ч, а запас хода — 200 км. Испытания прототипа КВ-1С были проведены летом 1942 года. Серийный выпуск танков начался с 20 августа 1942 года. По иронии судьбы КВ-1С появился именно в тот момент, когда возникла необходимость в увеличении толщины брони.

Всего было изготовлено 1370 танков КВ-1С, а окончательно выпуск КВ прекратили в апреле 1943 года. Многие КВ-1С попали в танковые бригады, поскольку реорганизация к тому времени еще не началась. Среди первых частей, получивших новые машины, была 121-я танковая бригада 62-й Армии.

Во время Сталинградской битвы бригада была удостоена звания гвардейской. КВ-1С принимали участие во всех операциях Красной армии, включая штурм Берлина. В 1943 году КВ-1С вместе с «Черчиллями» составляли парк тяжелых танков РККА во время сражения на Курской дуге. На базе КВ-1С строился огнеметный танк КВ-8С, также он послужил базой для создания КВ-85, а его шасси использовалось для выпуска САУ СУ-152.
 

Масса

42500 кг

Экипаж

5 человек

Длина

6900 мм

Ширина

3250 мм

Высота

2640 мм

Вооружение

76-мм пушка ЗИС-2, три 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

114 снарядов, 3024 патрона

Бронирование

до 82 мм

Мощность двигателя

600 л.с.

Скорость по шоссе

до 43 км/ч

Запас хода по шоссе

160 км