В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. В качестве образца для полного копирования был выбран BMW R-71, который к этому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Проведение таких работ не принято придавать широкой огласке, поэтому пять мотоциклов для испытаний и снятия калек были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе под руководством Н.П. Сердюкова. По кооперации ЗИС поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Позже предполагалось развернуть производство мотоциклов в Харькове и Ленинграде, но начавшаяся Великая Отечественная война изменила все планы.

   

 

   

С 25 февраля 1942 г. мотоцикл начали производить в Ирбите. Первоначально предназначенный исключительно для военных нужд, в 1952 г. М-72 появился в магазинах. Суммарно за период с 1941 по 1960 год их было выпущено 8,5 тыс. шт.

 

Масса

225/30 кг

Длина

2380 мм

Ширина

1590 мм

Высота

1000 мм

Высота сиденья

790 мм

Мощность двигателя

22 л.с.

При оборотах:

4600 об/мин

Рабочий объем

746 см³

Число тактов, цилиндров

4/2

Диаметр цилиндра

78 мм

Стопень сжатия

5.5

Ход поршня

78 мм

Тип свечей

А 11/11

Трансмиссия

карданный вал

База

1400 мм

Клиренс

135 мм

Коробка передач

4-х скоростная

Передаточные числа

3,60/2,28/1,7/1,3

Шины

3,75x19", колеса взаимозам.

Давление в шинах

1,5/2,5 атм (передняя/задняя)

Запас топлива

22 л

Расход топлива

7 л/100 км