Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 был разработан КБ Ижорского завода в 1933 г. под руководством Н.Я. Обухова с использованием узлов и агрегатов трехосного неполноприводного автомобиля «Форд-Тимкен». Первые три машины были выпущены заводом осенью 1933 г., а после испытаний была проведена их доработка. В феврале 1934 г. по доработанным чертежам были изготовлены еще 3 машины, которые в апреле 1934 г. показали удовлетворительные результаты во время испытаний на плаву и пробегом. В 1935 г. для получения необходимого опыта по проектированию и созданию плавающих бронированных машин была выпущена небольшая партия бронеавтомобилей. По некоторым данным, всего было выпущено 10 образцов ПБ-4.

Конструкторы в ПБ-4 отказались от заостренных катерных обводов, как это было на БАД-2. Упростив конфигурацию несущего корпуса, они сделали его близким по внешнему виду к корпусу среднего бронеавтомобиля БА-3. Поскольку за счет увеличения толщины брони до 7 мм масса броневика возросла до 5,28 т., плавучесть машины пришлось повысить, установив по бортам корпуса понтоны, заполненные прессованной пробкой.

Пушечно-пулеметное вооружение, состояло из 45-мм пушки 20-К обр. 1932 г. и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, которые устанавливалось во вращающейся цилиндрической башне, конструктивно аналогичной башне легкого танка Т-26, но без кормовой ниши. Второй пулемет ДТ был установлен в шаровой опоре в правой части лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 52 выстрелов к пушке и 2268 патронов к пулеметам ДТ. В кормовой части башни имелся люк для демонтажа пушки, в крышке которого также была смотровая щель. В бортах башни под смотровыми щелями и в корме ниже люка предусматривались амбразуры для стрельбы из личного оружия.

В башне находились подвесные сиденья для двух членов экипажа — наводчика и заряжающего. Башня была оборудована ручным поворотным механизмом. Для ведения огня из пушки использовались стандартные прицелы — телескопический ТОП и перископический ПТ-1.

Двигатель ГАЗ-А (или «Форд-А») мощностью 40 л.с. (29 кВт) при 2200 об/мин, с карбюратором «Форд-Зенит», был оснащен хорошо продуманной системой охлаждения. Воздух подавался к радиатору через нижний носовой люк. Перед входом бронеавтомобиля в воду водитель его закрывал. Удаление нагретого воздуха из моторного отделения осуществлялось через щели в бортах капота. Для охлаждения двигателя на плаву в систему охлаждения был включен теплообменник, омываемый забортной водой. Это позволило избавиться от одного из недостатков БАД-2 — перегрева мотора — и облегчить условия работы экипажа.

Оборудование для движения по воде состояло из трехлопастного гребного винта, установленного, так же, как и у БАД-2, на хвостовике червячной передачи заднего моста. Подобное решение исключало раздельное использование движителей, и вращающиеся в воде колеса создавали значительное гидродинамическое сопротивление.

Скорость на плаву не превышала 4 км/ч. Руля у ПБ-4 не было; маневрирование на воде осуществлялось за счет поворота передних колес. Колесная формула машины — 6x4. Узел подвески передней оси бронеавтомобиля состоял из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор. Второй и третий узлы подвески — сблокированные, с продольно расположенными полуэллиптическими листовыми рессорами и реактивными штангами. Зависимая подвеска обеспечивала возможность движения бронеавтомобиля по грунтовым дорогам со средней скоростью 12 км/ч. Для движения по заболоченной местности и обеспечения надежного входа в воду и выхода на берег на задние ведущие колеса могли надеваться вездеходные гусеничные ленты типа «Оверолл», перевозившиеся на кормовом листе крыши корпуса. Проходимость по пересеченной местности улучшали и запасные колеса, которые устанавливались по бортам и могли свободно вращаться.

Емкость топливных баков составляла 72 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 197 км.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 емкостью 80 А·ч и генератор мощностью 100 Вт.

В конструктивном отношении машина имела ряд недостатков: несовершенную форму корпуса; небольшой угол съезда, что затрудняло вход и выход из воды; отсутствие средств самовытаскивания; недостаточную удельную мощность; низкую надежность. Тем не менее проведенные работы позволили накопить ценный опыт создания плавающих бронемашин и их применения в армии.

 

Масса

5280 кг

Экипаж

4 человека

Длина

5300 мм

Ширина

1980 мм

Высота

2250 мм
Тип двигателя 4-х цил., карб.

Мощность двигателя

40 л.с.

Скорость по шоссе

до 50/4 км/ч
Клиренс 250 мм

Преодолеваемый подъем

до 15°

Вооружение

45-мм пушка 20К, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект

 52 снаряда, 2268 патронов

Бронирование

до 7 мм