Поплавок для танка PzKpfw II состоял, по существу, из плоского понтона, в середине которого находился прямоугольный вырез, соответствующий наибольшей длине и ширине машины. Специальные затворы на лицевых сторонах танка и, соответственно, на передней и задней перегородках в прямоугольном отверстии поплавка позволяли легко соединять танк с поплавком в единое целое. Высота поплавка была рассчитана так, что внизу имелся достаточный дорожный просвет в области ходовой части, а сверху поплавок не затруднял использование оружия и обзор из башни машины.

Для сбрасывания после выхода из воды поплавок имел две «подпорки», которые опускались командиром танка с помощью троса, и зарывались своими лопатообразными концами в землю. При дальнейшем продвижении танка вперед передняя часть поплавка поднималась, а задняя часть опускалась до земли, что позволяло танку, который в момент окончания поднятия поплавка самостоятельно от него отцеплялся, беспрепятственно выехать из под него. Процесс сброса происходил на полном ходу и длился в зависимости от скорости примерно от 0,5 до 1,5 секунд.

Передвижение танка в воде происходило с помощью двух независимых друг от друга винтов, приводимых в движение гусеничными цепями. Управление производилось рычагами по принципу поворота танка, т.е. выборочно одна или другая цепь, а вместе с ней и винт, приостанавливался. К тому же на поплавке был установлен управляемый тросами водяной руль, что позволяло без использования рычажного управления точно контролировать курс.

Для перевозки поплавка, если он не находился на танке, служило устанавливаемое под поплавком двухколесное шасси, которое прикреплялось к нему ремнем из стальной проволоки. Находившееся в носовой части вставляемое «тесло» вместе с шасси создавало из поплавка одноосный прицеп, который мог везти любой тягач, да и сам танк, на скорости до 80 км/ч, в зависимости от качества дороги.

 

Масса

1300 кг

Длина

9600 мм

Ширина

3100–3400 мм

Дорожный просвет

400 мм

Количество отсеков

17

Скорость по шоссе

до 12,5 км/ч

Устойчивость

1,5 м

 

Надевание поплавка перед применением в воде происходило в обратном порядке: въезд задом в поднятый поплавок. Процесс поднятия поплавка с транспортного шасси был похож на процесс скидывания: с помощью троса поплавок тянулся вперед, выкидывались подпорки и он поднимался.

Производство этих поплавков было возможно в любом цехе, предназначенном для обработки легких металлов и жести. Преимущественно для этого подходили заводы, занимавшиеся изготовлением самолетных поплавков. Для создания механической части, подпорок и т.д. годился любой цех, имевший оборудование для сварки. Процент сверлильных работ незначителен. Производством приводов (коробок передач) могли заниматься только такие предприятия, которые имели производственные мощности для изготовления цилиндрических и косых шестерней. Требования к точности при производстве соответствовали стандартным нормам машиностроения. Для изготовления винтов годился любой литейный завод, занимавшийся производством винтов и пропеллеров.

 

Затраты на производство

Поплавок

5000 ч

Мех. части

1000 ч

Приводы и винты

1500 ч

Всего

7500 ч

Возможно, что с помощью различных приспособлений как при производстве, так и при монтаже, можно было сэкономить около 15–20 % рабочего времени. Расход материала при неблагоприятных производственных условиях составлял:

Жесть, трубы, профили

1500 кг

Сталь нелегированная

1000 кг

Сталь легированная

100 кг

Чугун

50 кг

Бронза/стальное литье

100 кг

Резина

60 кг

Указанный вес материалов значительно сокращался в 1-ом и 2-ом пунктах, так как большая часть отходов снова шла в дело. Поплавки можно было производить и на заводах на оккупированных территориях. Производство механических частей, приводов и т.п. могло могло проходить в разных местах.

 

 

Тяга лебедки

20 т

Скорость смотки

1,5 м/с

Мощность двигателя

300 л.с.

Запас хода по шоссе

350–500 км
Мореходность   4–5 б. волнение,   6–7 б. ветер

Осадка

1470 мм

Борт над водой

700 мм

Изменение осадки при перегрузке 1 т

50 мм

Высота прохода

1900 мм

Ширина прохода

 3500 мм

Сборка требовала очень мало рабочего времени и могла при необходимости осуществляться даже в войсках. Установка креплений на танке при помощи монтажных шаблонов была возможна на танковых заводах.