Наиболее совершенными легкими танками германских танковых войск были отнюдь не немецкие PzKpfw I или PzKpfw II, а чехословацкий танк Lt-38, имевший в Вермахте обозначение PzKpfw 38 (t). Он был разработан в 1938 г. чехословацким концерном «ЧКД-Прага» под обозначением TNHP-S и предназначался для поставок чехословацкой армии и на экспорт: в Иран, Швецию, Швейцарию, Болгарию и Румынию. Оккупация Чехословакии Германией изменила эти планы, и заказанная еще чехословацкой армией первая серия из 150 машин в середине 1939 г. оказалась на вооружении Вермахта. Фирма «ЧКД-Прага», переименованная в БММ («Bohmisih — Mihrische Maschinenfabrik») получила заказ на 325 танков, за которым последовали новые заказы. В общей сложности было произведено более 1300 (по другим данным — 1411) танков PzKpfw 38 (t).

Танк PzKpfw 38 (t) отличался в целом простой, рациональной конструкцией. Однако, установив 6-цилиндровый карбюраторный двигатель «Прага» ЕРА в кормовой части корпуса, чешские инженеры разместили трансмиссию и ведущие колеса впереди. Поэтому для соединения этих двух агрегатов понадобился длинный карданный вал, проходящий через весь корпус танка. В трансмиссии использовались пятискоростная планетарная коробка передач «Прага-Вальсон» и двухступенчатый механизм поворота.

Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. В его ходовой части с каждого борта находились четыре опорных катка большого диаметра, сблокированные попарно на листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двумя сдвоенными катками малого диаметра. Для придания танку дополнительной устойчивости в условиях гололеда и снежных заносов стальные гусеницы шириной 293 мм снабжались дополнительными шипами.

Двигатель мощностью 125 л.с. позволял танку двигаться по шоссе с наибольшей скоростью 43 км/ч. Танк преодолевал подъемы крутизной 29°, рвы шириной 2,1 м, стенки высотой 0,8 м, глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляла 0,8 м. Бронирование танка соответствовало требованиям середины 30-х гг. Лобовая броня корпуса и башни имела толщину 25 мм, толщина бортовых и кормового бронелистов — 15 мм. Соединение листов броневой стали осуществлялось с помощью заклепок.

Танк был оснащен 37-мм полуавтоматической пушкой А-7 фирмы «Шкода» и двумя 7,92-мм пулеметами. Пушка и один из пулеметов устанавливались в башне кругового вращения, второй пулемет, курсовой, был закреплен в лобовом бронелисте. Конструкторами танка первоначально предусматривалось наличие экипажа из трех человек, однако в соответствии с требованиями Вермахта экипаж был увеличен до четырех человек (командир танка, радист, механик-водитель и стрелок-заряжающий). Для управления боевыми действиями командир танка имел в своем распоряжении перископ, в его башенке были смонтированы четыре прибора наблюдения, а для наведения пушки он использовал телескопический прицел типа 2.6.

Радиосвязь осуществлялась с помощью радиостанции Fu 5 и трехметровой штыревой антенны. Эта антенна обеспечивала дальность радиосвязи до 5 км, кроме нее имелась также поручневая антенна, закрепленная на левом борту корпуса. Дальность радиосвязи с использованием этой антенны составляла 1 км. Танковое переговорное устройство отсутствовало, однако для подачи команд механику-водителю командир танка мог пользоваться прибором управления, состоявшим из цветных сигнальных лампочек и соответствующих кнопок.

Описанная выше первоначальная модификация танка имела немецкое обозначение PzKpfw 38 (t) Ausf А и была выпущена серией в 150 машин. Были также разработаны и выпускались следующие модификации танка:

PzKpfw 38 (t) Ausf В — аналог Ausf А, однако без поручневой антенны; изготовлено 110 машин;

PzKpfw 38 (t) Ausf С — аналог Ausf А, антенна чешской конструкции заменена немецкой; произведено 110 танков;

PzKpfw 38 (t) Ausf D, Е, F и G — четыре серии танков с усовершенствованной броневой защитой. Толщина лобовой брони корпуса и башни доведена до 50 мм, бортов корпуса и башни — до 30 мм. Выпущено 1054 танка этих модификаций;

PzKpfw 38 (t) Ausf S представлял собой экспортный вариант танка Lt-38 и предназначался для поставки в Швецию. Серия из 90 машин была изготовлена, но в Швецию так и не попала — Вермахт испытывал острейшую потребность в танках.

Впервые танки были использованы Вермахтом во время войны с Польшей осенью 1939 г. Ими был вооружен танковый батальон 3-й легкой дивизии. Во время кампании во Франции весной 1940 г. танками PzKpfw 38 (t) были вооружены уже две танковые дивизии. По состоянию на 22.06.1941 г. 623 танка PzKpfw 38 (t) составляли основу танкового парка пяти германских танковых дивизий (25% имевшихся в то время в Вермахте танковых соединений). В связи с этим некоторые историки вполне обоснованно делают предположение, что без чешских танков нападение на Советский Союз было бы невозможным.

В сражениях на советской территории большая часть танков PzKpfw 38 (t) была уничтожена, оставшиеся переданы во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию, которая была разгромлена под Сталинградом в конце 1942 г. Выпуск PzKpfw 38 (t) был прекращен в 1942 г., однако простое и надежное шасси этих танков широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых «истребителей танков» 75-мм Panzerjaeger 38 (t) Hetzer было произведено с мая 1944 г. по март 1945 г. 2584 единицы.

 

Масса

9700 кг

Экипаж

4 человека

Длина

4610 мм

Ширина

2135 мм

Высота

2252 мм
Вооружение 37-мм пушка «Шкода», два 7,92-мм пулемета
Боекомплект 72 снаряда, 2400 патронов

Бронирование

до 25 мм

Мощность двигателя

125 л.с.

Скорость по шоссе

до 43 км/ч

Запас хода по шоссе

250 км