Изучение весьма печального опыта использования германской колесной, гусеничной и полугусеничной техники в ходе кампании 1941–1942 гг. на Восточном фронте привело специалистов фирмы «Штайр» к мысли о необходимости создания простого по конструкции и надежного артиллерийского тягача с чисто гусеничной ходовой частью.

Взяв за основу компоновочную схему советских транспортных тракторов СТЗ-5 и Сталинец-2, в великом множестве захваченных германскими войсками летом 1941 г., они уже к середине 1942 г. подготовили проект такого тягача. Первоначально работы проводились в инициативном порядке, без ведома Управления вооружений Вермахта, однако вскоре о них стало известно А. Гитлеру. Ознакомившись с проектом, он утвердил его, распорядившись лишь увеличить клиренс как минимум до 600 — 700 мм (что, впрочем, не было выполнено). После этого Управлению вооружений не оставалось ничего другого, как запустить тягач в серийное производство на заводах сразу четырех фирм: «Штайр», «Магирус», «Вандерер» и «Грефт унд Штифт».

Поскольку тягач предназначался прежде всего для использования на Восточном фронте, он получил название «Raupenschlepper Ost» (гусеничный тягач для Востока), или сокращенно — RSO. Всего с 1942 по 1945 г. было выпущено около 25800 (по другим данным — 28151) таких тягачей.

Конструкция RSO была простой и рациональной. На сварной стальной раме монтировались двухместная металлическая кабина и деревянная бортовая платформа. На многих тягачах устанавливались 8-цилиндровые V-образные карбюраторные двигатели воздушного охлаждения «Штайр» V8. Максимальную мощность в 70 л.с. этот двигатель развивал при 2500 об/мин. Исключение составляли тягачи, изготовленные фирмой «Магирус», на которых устанавливались 4-цилиндровые дизельные двигатели «Достти» F4L514 мощностью 65 л.с. при 2100 об/мин.

В трансмиссии использовались четырехступенчатая коробка передач, дифференциал и гидравлические тормоза на ведущем колесе и ленивце.

Ходовая часть с каждого борта включала четыре опорных катка, поддерживающие катки отсутствовали. Ведущее колесо было расположено сзади. Стальная гусеница имела достаточно большую ширину (340 мм), что в сочетании с клиренсом в 550 мм обеспечивало вполне хорошую проходимость тягача.

При движении по шоссе RSO развивал максимальную скорость 20 км/ч. Топливный бак емкостью 180 л обеспечивал запас хода по шоссе 300 км. Дизельный вариант тягача был снабжен топливным баком емкостью 140 л и имел запас хода 350 км.

Тягач RSO первоначально поступал в артиллерийские дивизионы для буксирования 75-мм противотанковых пушек и легких 105-мм гаубиц. Но из-за особенностей конструкции его ходовой части механикам-водителям было сложно выполнять плавные повороты, поэтому после смены огневых позиций орудия приходилось юстировать заново.

Из-за небольшой скорости движения, составлявшей всего 20 км/ч, тягач не мог использоваться и в танковых войсках, так как танки двигались с такой малой скоростью лишь по бездорожью в периоды весенней и осенней распутицы. Поэтому основным местом службы тягачей RSO в итоге стали пехотные части и соединения, где прочность и надежность ценили превыше всего.
 

Масса

3500 кг

Грузоподъемность

1700 кг

Масса прицепа

3 т

Экипаж

2 человека

Длина

4425 мм

Ширина

1990 мм

Высота

1530 мм

Ширина гусениц

340 мм

Дорожный просвет

550 мм

Мощность двигателя

70 л.с.

Скорость по шоссе

до 20 км/ч

Запас хода по шоссе

300 км