Причиной создания тяжелого четырехосного бронеавтомобиля SdKfz 231 послужила очень низкая проходимость состоявших на вооружении Вермахта трехосных тяжелых автомобилей, также имевших обозначение SdKfz 231, но с уточнением 6-Rad, т.е. шестиколесный. Базовое шасси бронеавтомобиля было разработано фирмой «Бюссинг-NAG», серийное производство началось в 1938 г. и продолжалось практически до конца войны.

Все 8 колес этого шасси выполнены ведущими и управляемыми и частично прикрыты броней. В отличие от большинства германских бронированных машин, с 1943 г. на бронеавтомобиле устанавливался мощный дизельный двигатель Tatra 103. Этот 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения при 2250 об/мин развивал мощность 210 л.с. и обеспечивал машине массой 9 — 12 т на шоссе наибольшую скорость 80 км/ч. В cocтав трансмиссии входили двухдисковое сухое сцепление, коробка передач с тремя скоростями хода вперед и тремя скоростями заднего хода, а также демультипликатор.

Мощный двигатель и четырехосная ходовая часть, выполненная по колесной формуле 8 х 8, позволяли машине преодолевать подъемы крутизной 30°, стенки высотой 0,5 м и броды глубиной 1,2 м.

Длинный корпус многогранной формы образован катаными броневыми листами, расположенными с прямым и обратным наклоном. Как и у трехосных бронеавтомобилей, у четырехосных машин было по две рулевые колонки, которые в случае необходимости позволяли осуществлять отход, не разворачивая бронеавтомобиль. Бронеавтомобиль выпускался в следующих модификациях:

SdKfz 231 8-rad — разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой;

SdKfz 232 8-rad — разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и радиостанцией с антенной рамочного типа;

SdKfz 233 8-rad — разведывательный бронеавтомобиль с 75-мм гаубицей с длиной ствола 24 калибра. Было изготовлено 109 экземпляров этой модификации;

SdKfz 263 8-rad — машина для радиосвязи с антенной рамочного типа. Количество выпущенных машин этой модификации оценивается в 240 единиц.

В зависимости от модификации тяжелые бронеавтомобили применялись в ротах тяжелых бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий, подразделениях поддержки пехоты,
радиовзводах штабных подразделений всех уровней.

Здесь следует отметить, что движитель с колесной формулой 8 х 8 был революционной новинкой для своего времени и получил дальнейшее развитие лишь в послевоенное время, например, в советских бронетранспортерах БТР-60П, БТР-70 и БТР-80. Промышленностью Германии было изготовлено более 1444 тяжелых четырехосных бронеавтомобилей всех модификаций. В конце марта 1945 г. в боевых частях Вермахта насчитывалось 344 бронеавтомобиля семейства SdKfz 231 8-rad.

 

Масса

8300 кг

Экипаж

4 человека

Длина

5850 мм

Ширина

2200 мм

Высота

2350 мм

Мощность двигателя

160 л.с. (дизельного — до 250 л.с.)

Скорость по шоссе

до 80 км/ч

Запас хода по шоссе

300 км

Вооружение

20-мм пушка, один-два 7,92-мм пулемета MG-34

Боекомплект

200 снарядов, до 3000 патронов

Бронирование

до 8 мм