Средний бронетранспортер был разработан в 1937 г. фирмой «Ганомаг». В серийное производство он был запущен в 1939 г. на заводах девяти германских фирм.

Бронетранспортер предназначался для обеспечения мотопехоте возможности наступать вслед за танками, ведя бой в тесном взаимодействии с ними. В составе каждой немецкой танковой дивизии, как правило, имелся мотострелковый батальон или полк, вооруженный этими средними бронетранспортерами.

С точки зрения конструкции бронетранспортер представлял собой импровизацию: на шасси полугусеничного трехтонного тягача были смонтированы броневые листы, превратившие его в бронированную машину для перевозки личного состава. Как и у легкого бронетранспортера SdKfz 250, в ходовой части были использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами и наружными резиновыми подушками, опорные катки в шахматном расположении и передняя ось с управляемыми колесами. В трансмиссии применялась обычная четырехступенчатая коробка передач.

Бронетранспортер выпускался в четырех основных вариантах, при этом варианты А—С отличались друг от друга лишь некоторыми элементами бронекорпуса и расположением люков. Вариант D имел упрощенную форму бронекорпуса, что существенно улучшало его технологичность. В зависимости от вооружения, оборудования и предназначения имелось 23 модификации, основными из которых являлись следующие:

SdKfz 251/1 — основная серийная модель, рассчитана на экипаж из 12 человек, вооружение — один–два 7,92-мм пулемета MG-34;

SdKfz 251/2 — самоходный миномет, вооружение — 81-мм миномет и 7,92-мм пулемет;

SdKfz 251/4 — артиллерийский тягач для буксировки 75-мм легких пехотных орудий leJG 18 и 105-мм гаубиц leFH 18/1;

SdKfz 251/9 — самоходная артиллерийская установка, вооруженная 75-мм пушкой KwK 37;

SdKfz 251/10 — самоходная артиллерийская установка, вооруженная 37-мм противотанковой пушкой Pak 35/36.

Выпускались также модификации бронетранспортера в варианте зенитных самоходных установок, огнеметов, звукоулавливающих станций, машин связи и т. д.

Впервые бронетранспортеры SdKfz 251 в количестве 68 единиц были использованы в боях на территории Польши в сентябре 1939 г. Всего с июня 1939 по март 1945 г. было произведено 15 252 бронетранспортера марки SdKfz 251. Они состояли на вооружении Вермахта, войск СС и люфтваффе, также экспортировались в Венгрию, Румынию и Финляндию. Некоторое количество трофейных SdKfz 251 использовалось и частями Красной Армии. По состоянию на 1 марта 1945 г. в германских боевых частях насчитывалось огромное количество этих бронетранспортеров — 6540 единиц.

 

Масса

7810/8000 кг

Экипаж + десант

12 человек

Длина

5800/5980 мм

Ширина

2100 мм

Высота

1750 мм

Мощность двигателя

100 л.с.

Скорость по шоссе

до 50 км/ч

Запас хода по шоссе

300 км

Вооружение

два 7,92-мм пулемета MG-34

Боекомплект

2010 патронов

Бронирование

до 15 мм