В ходе наступательных операций часто возникает необходимость разрушать укрепления противника (ДОТы, ДЗОТы и пр.). Ladungstrager был разработан как раз для такой роли.

В ходе Французской кампании 1940 года для доставки тяжелых взрывных зарядов для подрыва французских минных полей, ДОТов и других укреплений немцами использовали модифицированные танки Panzerkampfwagen I. Тогда саперным батальонам танковых дивизий выделялось по 10 PzKpfw I. Заряд массой 50 кг перевозился вне башни на крыше корпуса и у цели сбрасывался на землю с помощью рычага.

Результаты оказались неплохими, и в октябре 1941 года фирма «Боргвард» получила заказ на разработку специальной машины для этих целей. Созданная машина базировалась на шасси перевозчика боеприпасов Munitionsschlepper VK301 и была оснащена радиоуправлением. Ladungstrager получил обозначение B-IV, и был разработан в двух вариантах: А и В. Обе модификации загружались 500 кг взрывчатого вещества и отличались внушительной массой и габаритами: 3,6 т и 3650 x 1800 x 1190 мм соответственно. B-IV был довольно основательно защищен 8- и 9-мм броневыми листами. А главное — вне поля боя он перемещался под управлением водителя.

Двигатель мощностью 49 л.с. развивал скорость 38 км/ч. Имелось по две передних и задних скорости. Запас хода превышал 200 км. Применение B-IV выглядело примерно так. Водитель скрытно подводил минитанк к цели на удалении 1,5–2 км, блокировал ручное и включал дистанционное управление. Затем из укрытия, либо из штурмового орудия (чаще всего StuG III) оператор радиокомандами с пульта посылал машину вперед. Тот шел зигзагами, менял скорость и направление. У цели с лобового наклонного листа скатывался металлический контейнер с зарядом. По возможности машина уводилась на исходное положение. Через некоторое время в заряде срабатывал взрыватель замедленного действия.

С мая 1942-го по ноябрь 1943 года было выпущено 616 машин Ausf A. Производство Ausf B началось в июле и продолжалось до ноября 1943 года. За это время было выпущено 260 машин данной модификации. В ходе производства Ausf B боковое и кормовое бронирование было увеличено до 10 мм, чтобы повысить защищенность отсека водителя. Также были применен новый тип траков. Выпуск этих двух модификаций прекратили из-за больших потерь от боевых повреждений.

С декабря 1943 года на конвейере стали собирать машины модификации Ausf C с упрощенной конструкцией кузова и 20-мм бронированием. И хотя масса образца достигла 4,9 тонны, его скорость не снизилась благодаря новому двигателю мощностью 78 л.с., который позволял развивать скорость до 40 км/ч. С декабря 1943-го по сентябрь 1944 года было выпущено 305 B-IV Ausf C (SdKfz 301).

Со временем на фронте все очевиднее проявлялся основной недостаток «четверок»: оператору, находившемуся на значительном удалении от цели, было трудно, а порой и невозможно следить за ведомой машиной. На экспериментальную версию Ausf С даже установили телекамеру для улучшения обзора при дистанционном управлении, но опыты с применением телевидения успехом не увенчались. Тогда, в августе 1944 года, в качестве машины наведения выбрали «Тигр», чем отчасти решили проблему управления. С августа по сентябрь 1944 года в 301-ый Panzerabteilung прибыл 21 PzKpfw VI «Тигр» Ausf E, которые использовались для дистанционного контроля за Ladungstrager (также известными под обозначениями Sonderschlepper B-IV или просто B-IV). Каждый «Тигр» контролировал по три Ladungstrager.

И все же ни «Goliath», ни B-IV не удовлетворяли командование Вермахта: первые оказались малоэффективными, вторые — чрезмерно дорогими. В конечном итоге данный проект был закрыт. Для их замены управление вооружений предложило мотоциклетной фирме NSU создать еще один образец «сухопутной торпеды». На заключительном этапе войны оставшиеся в строю Ladungstrager B-IV приспосабливали в отрядах фольксштурма под истребители танков. На них монтировался пусковой пакет из трех 88-мм реактивных противотанковых ружей. Экипаж установки насчитывал три человека.

 

Модификации A, B

Масса

3600 кг

Длина

3650 мм

Ширина

1800 мм

Высота

1190 мм

Двигатель

6M RTBV

Мощность двигателя

49 л.с.

Скорость по шоссе

до 38 км/ч

Запас хода по шоссе

200 км

Заряд взрывчатки

500 кг

Бронирование

до 10 мм