В 1942 году, когда на поля сражения вышла новая модификация StuG III Ausf F, вооруженная длинноствольной 75-мм пушкой и наиболее пригодная для борьбы с вражескими танками, было принято решение о начале выпуска новой САУ поддержки, вооруженной легкой полевой 105-мм гаубицей. Контрактом, заключенным Управлением вооружения Вермахта с фирмой «Алкетт», предусматривалось изготовление в течение 1942 года пробной серии из 12 таких артсистем, несущих в качестве основного вооружения 105-мм гаубицу leFH 18 L/28. До окончания года было изготовлено 9 машин и еще 3 в январе 1943 года.

В качестве базы в них использовали ходовую часть и бронирование StuG III Ausf F. Опыт был признан удачным, и в марте 1943 года началось массовое производство штурмовых гаубиц, получивших название Sturmhaubitze 42 (Sd Kfz 142/2), использовавших в качестве базы ходовую часть и боевую рубку StuG III Ausf F/8 и StuG 40 Ausf G. StuH 42 несла в качестве основного вооружения 105-мм гаубицу StuH 42 L/28 (длина ствола 2940 мм) фирмы «Рейнметалл-Борзиг». В ней по сравнению со 105-мм пехотной гаубицей LeFH 18 была применена оригинальная компоновка противооткатных устройств, изменен затвор и введен новый дульный тормоз. В боекомплекте, состоящем из 36 выстрелов, находились осколочно-фугасные (18 — 24 шт.), бронебойные (6–12 шт.) и кумулятивные (6–12 шт.) снаряды. Необходимо отметить, что большинство StuH 42 несли двухкамерный дульный тормоз, но ряд машин, выпущенных уже в 1944 году, его не имели.