Осенью 1942 года на челябинском Кировском заводе конструкторы во главе с Л.С. Трояновым создали на базе тяжелого танка KB-1С самоходную установку СУ-152 (КВ-14), предназначенную для ведения огня по скоплениям войск, долговременным опорным пунктам и бронеобъектам.

В полностью бронированной рубке они разместили на станке гаубицу-пушку МЛ-20 со стволом длиной 26,8 калибра и поршневым затвором. Орудие имело горизонтальные углы наведения по 12° вправо и влево, угол снижения 5° и угол возвышения 18°. В боекомплекте, состоявшем из выстрелов раздельного заряжания, имелись 48,8-килограммовые бронебойные и 43,5-килограммовые осколочно-фугасные снаряды. Их начальные скорости были равны соответственно 600 и 655 м/с, а скорострельность достигала 2,4 выстрела в минуту.

По поводу ее создания в «Истории Великой Отечественной войны» имеется скромное упоминание: «По заданию Государственного Комитета Обороны на Кировском заводе в Челябинске в течение 25 дней (уникальный срок в истории мирового танкостроения!) был сконструирован и изготовлен опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152, с февраля 1943 г. поступившей в производство».

Боевое крещение самоходки СУ-152 получили на Курской дуге. Их появление на поле боя было для немецких танкистов полной неожиданностью.

Эти самоходные установки прекрасно проявили себя в единоборстве с немецкими «Тиграми», «Пантерами» и «Элефантами». Их бронебойные снаряды пробивали броню вражеских машин, срывали с них башни. За это фронтовики с любовью называли тяжелые самоходки «зверобоями».

Опыт, полученный при проектировании первых советских тяжелых САУ, в последующем был использован для создания подобных огневых средств на базе тяжелых танков ИС.
 

Масса

45500 кг

Экипаж

5 человек

Длина

6950 мм

Ширина

3250 мм

Высота

2450 мм

Вооружение

152-мм гаубица—пушка МЛ-20С

Боекомплект

20 выстрелов

Бронирование

до 75 мм

Двигатель

12-цил. дизель В-2К

Мощность двигателя

600 л.с.

Скорость по шоссе

до 43 км/ч

Запас хода по шоссе

165 км