Немногие знают, что работы по советским противотанковым САУ, которые в СССР тогда назывались «танками-истребителями», начались почти одновременно с разработкой их немецких аналогов. Для самоходок предлагалось использовать доработанное шасси легкого танка Т-60. Также оговаривались и другие, не менее важные требования: низкий силуэт, автомобильный двигатель, экипаж из 3 человек и бронирование, способное защитить САУ от огня 37- и 50-мм пушек.

   

 Осенью 1943 г. конструкторский коллектив ГАЗ разработал несколько проектов «безбашенных» танков-истребителей ГАЗ-74, отличавшихся расположением боевого отделения. Модификация ГАЗ-76д, переименованная затем в СУ-80 (на фото), была вооружена 76-мм пушкой С-54, а затем — С-1. Но поскольку она не имела существенных преимуществ перед серийной СУ-76М, ее производство налажено не было.

Стараясь спасти наработки по ГАЗ-74б, конструкторский коллектив НАТИ предложил собственный вариант «танка-истребителя» СУ-57б с 57-мм орудием С-1-57 (на фото и на иллюстрации вверху), оказавшийся еще более неудачным. Впрочем, в 1944 г. что 57-, что 76-мм пушки уже считались малоэффективными для борьбы с немецкими тяжелыми танками.

В итоге работы по легким «танкам-истребителям» наподобие немецкого «Хетцер» в Советском Союзе были свернуты.