В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым, так называемым «общевойсковым» танком, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты в разных боевых ситуациях.

28 мая 1929 года советская миссия закупок вооружения подписала с фирмой «Виккерс» контракт на поставку 15 машин в двухбашенном варианте, первый танк должен был быть поставлен советской стороне 22 октября 1930 года, а последний — 4 июля 1931 года. Первые доставленные в СССР танки Виккерс, известные под обозначением В-26, послужили основой для постройки модернизированного варианта танка, названного ТММ-1. На полигоне в Кубинке провели сравнительные испытания импортных танков с танками собственной конструкции Т-19 и Т-20, а также с «гибридными» танками ТММ. Лучше всего себя показал танк Т-20, однако он приводился в движение двигателем, не выпускавшимся серийно.

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк «Виккерс Е» под обозначением Т-26 (в те годы этот танк также называли «истребитель малой мощности») и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагали выпускать по 13 800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод №174 им. К.Е. Ворошилова. На этом заводе действительно построили 12 000 танков Т-26, но не за год, а за 10 лет — последние машины этого типа покинули сборочный цех в начале 1941 года.

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Эти машины попали в части осенью 1931 года и участвовали в параде на Красной Площади 7 ноября. Т-26 стал «рабочей лошадкой» танковых войск РККА, а на базе шасси этого танка появилась большая гамма различной бронетехники. Этот танк стал, как выразился ныне уже покойный писатель полковник В.Д. Мостовенко, «проклятьем советских танкистов» — танк выпускался в огромных количествах, несмотря на тонкую броню и слабый двигатель. В 1931–1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л.с. всего лишь до 97 л.с.

На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов. однобашенные с цилиндрической башней — как танки образца 1933–1937 годов, а однобашенные с конической башней — как танки образца 1938 и 1939 года (широко используемые в иностранной литературе обозначения Т-26А, Т-26В и Т-26С впервые использованы немцами в годы Второй мировой войны и совершенно неизвестны в СССР, тем более, что Т-26А означаает артиллерийский вариант танка).

В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°. Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года (ПС-2, конструктор — инженер П.Н. Сячентов; пушка ПС-2 представляла собой вариант 37-мм противотанковой пушки «Рейнметалл» PaK 30), которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.

В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20К образца 1932/38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин.

В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанцией 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором. Разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20К образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания).

В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков. В 1939 году появилась следующая модификация танка — Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса и улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью — опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла.

До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней. Еще до начала Второй мировой войны танки Т-26 участвовали в боях, и не только в Испании и Китае. В июле 1938 года вспыхнул вооруженный конфликт на озере Хасан, который через несколько дней (в первых числах августа) превратился в полномасштабную многодневную битву с участием многочисленных войсковых частей и большого количества разной техники. С советской стороны в боях участвовала 2-я отдельная механизированная бригада комбрига А.П. Панфилова (три батальона Т-26, батальон и рота БТ и отряд экспериментальных самоходок СУ-5), приданная 39-му стрелковому корпусу, а также 32-й и 40-й отдельные батальоны танков Т-26 из 32-й и 40-й пехотных дивизий. Всего перечисленные части насчитывали в своем составе 351 танк (257 Т-26, в том числе 10 ОТ и 3 СТ, 81 БТ-5 и БТ-7, а также 13 СУ-5).

Десятидневное сражение не принесло ни одной из сторон решающей победы. Потери советской стороны составили: 9 сожженных и 76 поврежденных Т-26 и 8 БТ, что составило почти треть от первоначальной численности. 39 поврежденных танков удалось отремонтировать непосредственно в частях, остальные пришлось отправить на завод.

Большое количество повреждений среди Т-26 объясняется не только слабой подготовкой механиков-водителей, но также из-за технологических причин и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходил главный фрикцион и коробка передач). Танки сталкивались с серьезными трудностями при движении по заболоченной местности. Как уже говорилось, броня Т-26 была очень тонкой и легко пробивалась противотанковыми снарядами.

Использование поручневых антенн демаскировало командирские танки, и в первый же день боев почти все командирские машины были выбиты, поскольку именно на них противник концентрировал огонь. Стало ясно, что несмотря на многочисленность, танки не смогли выполнить поставленные перед ними задачи и сколько-нибудь значительно повлиять на исход сражения.

В дальнейших боях, произошедших в июле-августе 1939 года на Халхин-Голе, главную роль играли БТ, ставшие к тому времени основными советскими танками. Тем не менее, огнеметные танки ОТ-26 и ОТ-130 получили высокую оценку командования.

В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Эти танки составляли главную силу нескольких отдельных танковых бригад, приданных стрелковым корпусам или общевойсковым армиям. По штатам военного времени весьма эластичные отдельные танковые бригады насчитывали от 256 до 267 танков Т-26 (240–245 линейных Т-26, из них часть радиофицированные, 24 танка поддержки Т-26-4, а также 10–11 огнеметных танков. Кроме того, в бригаде имелись разведывательные танки Т-37/Т-38 (до 17 штук). Роты танков Т-26 имелись в отдельных танковых батальонов некоторых стрелковых дивизий.

Уже в 1933 году завод «Красный Пролетарий» разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект — ПТ-26 — так и остался на бумаге. Затем последовал проект «артиллерийского» танка — Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76,2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказывались бессильны пушки калибра 45 мм. В 1934–1935 годах построили 65 таких машин, после чего от их выпуска, по-видимому, отказались.

 

Масса

9400 кг

Экипаж

3 человека

Длина

4620 мм

Ширина

2440 мм

Высота

2330 мм
Вооружение 45-мм пушка обр. 1932 г., 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект 136 снарядов, 2848 патронов

Бронирование

до 25 мм

Мощность двигателя

90 л.с.
Скорость по шоссе до 30 км/ч

Запас хода по шоссе

130 км