Хотя во многих источниках утверждается, что колесно-гусеничный танк Т-29 был развитием танка Т-28, на самом деле это далеко не так. Свое начало Т-29 ведет от плавающего танка ПТ-1, созданного в 1932 года инженерами КБ ОГПУ. Эта интересная боевая машина создавалась на основе готовых узлов и агрегатов танка БТ-2, но серийно не строилась из-за многочисленных недоработок конструкции.

В 1933 г., когда КБ расформировали, в проектах имелось несколько «неплавающих» вариантов танка ПТ-1. Они отличались толщиной брони, вооружением и количеством башен (одна или три). Обсуждение проектов состоялось в середине 1933 г. — тогда для постройки в металле выбрали образцы под номерами 4 и 5, позднее переименовав их в Т-29-4 и Т-29-5.

Тогда же появилась спецификация на новую боевую машину — колесно-гусеничный «истребитель танков ИТ-3», который должен был обладать следующими параметрами: масса — 17,5т, экипаж — 4 человека, вооружение — 76,2-мм пушка и пулеметы калибров 12,7-мм и 7,62-мм, двигатель — М-17Б мощностью 500 л. с., максимальная скорость на гусеничном ходу — 60 км/ч, на колесах — 80 км/ч. При изготовлении танков предполагалось использовать метод штамповки основных деталей (башни и отдельные элементы корпуса). Этот проект так и остался на бумаге, но отдельные его элементы были использованы при выдаче технического задания на новый танк.

Ходовая часть часть обеих машин осталась колесно-гусеничной, с восемью сдвоенными обрезиненными катками из которых передняя и задняя пары были управляемыми, ведущее колеса располагались сзади, направляющие — спереди. Различия между прототипами были в следующем.

На Т-29-4 поддерживающие ролики отсутствовали. Когда танк двигался на колесах, привод осуществлялся на все основные катки, в качестве механизма поворота использовался двойной дифференциал. Ширина трака гусеницы составляла 360 мм. Для перехода с гусеничного хода на колесный требовалось около 60 минут, при этом экипажу надо было выходить из танка.

Основное вооружение Т-29-4, состоявшее из 76,2-мм пушки КТ-28, размещалось в главной башне. Рядом с пушкой и в кормовой части башни размещалось по одному 7,62-мм пулемету ДТ, на крыше был установлен зенитный пулемет. Две малые башни также оснащались пулеметами ДТ и имели сектор обстрела 220°–240° по горизонту. Боекомплект состоял из 74 выстрела и 7938 патронов.

Толщина лобовой брони корпуса составляла 30 мм, борта прикрывались бронелистами толщиной 15–20 мм, пулеметные башни изготовлялись из 15-мм брони. В качестве силовой установки было решено использовать авиационный двигатель М-17Б мощностью 500 л.с. Радиооборудование состояло из радиостанции 71ТК-1, переговорного устройства ТПУ-3 и поручневой антенной на корпусе.

Опытный образец Т-29-5 имел более узкий и короткий бронекорпус, шесть из восьми ведущих катков и переднюю управляемую пару. Вооружение и двигатель соответствовали танку Т-29-4, правда, боекомплект был изменен — теперь он составлял 78 выстрелов и 6930 патронов, а пулеметные башни изготовлялись из 20-мм брони. Вместо поручневой антенны использовалась штыревая.

Зимой 1934 года были проведены сравнительные испытания обоих прототипов. Так как ни один из них в полной мере не удовлетворил заказчика, приняли решение создать эталонный образец T-29 для серийного производства, внеся несколько существенных изменений. Двигатель заменили на М-17Ф с двумя двойными карбюраторами «Зенит» КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера «Бош» мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. В системе зажигания использовались два магнето «Сцинтилла». Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето «Бош». Емкость топливных баков составляла 600 л. Запас хода по шоссе на колесном ходу достигал 300 км, на гусеничном ходу — 200 км. Для улучшения проходимости ширину трака увеличили до 500 мм. Пушка КТ-28 была заменена на ПС-3, что позволило бы Т-29 успешно бороться с легкими танками и бронеавтомобилями. Основную башню заимствовали от артиллерийского танка Т-26-4, пулеметные — от серийного Т-28.

Так как программа перевооружения уже вступила в действие, планировалось, что танки Т-29 заменят Т-28, но осуществить этот план не удалось. Новый трехбашенный танк, хотя и обладал более высокой скоростью, оказался технологически сложнее в производстве и, что самое главное, затраты на его постройку превышали стоимость серийного Т-28. Кроме того, военные отметили еще несколько недостатков, ранее считавшихся несущественными. Среди них подчеркивались более высокая сложность в эксплуатации (из-за колесно-гусеничного хода) и двухместная главная башня.

Однако полностью отказаться от трехбашенного танка армия тоже не хотела. Так появился новый проект, получивший обозначение Т-29Ц. Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14 от 25 мая 1937 г. «О производстве машин на Кировском заводе», последний в срок не позднее 1 августа должен был представить на утверждение образец танка Т-29, защищенного наклонными листами цементованной брони толщиной не менее 25 мм, с ликвидацией отмеченных недостатков и сниженной на 10-20% ценой при серийном производстве. Проект был представлен 4 июня 1937 г., но изготовление Т-29Ц завершить не удалось, так как осенью того же года был арестован главный инженер В. Цейц, а остальных сотрудников КБ (в числе которых были Астров и Кошкин) перевели на другие проекты.

Что касается судьбы танков Т-29, то она сложилась достаточно прозаично. Прототип Т-29-4 был передан на НИИБТ полигон, а затем в музей, где находился до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года он был передан в состав 22-й танковой бригады, дальше его следы теряются. Т-29-5 разобрали на металл в 1938 году. Тогда же «эталонный» Т-29 был перевооружен пушкой Л-10 и некоторое время простаивал без дела. После начала советско-финской войны танк отремонтировали и 13 февраля 1940 года передали в распоряжение АБВТ 13-й армии. Что с ним случилось далее, история умалчивает.

Т-29-4 обр. 1934 г.

Масса

16 т

Экипаж

5 человек

Длина

6800 мм

Ширина

3000 мм

Высота

2400 мм

Клиренс

450 мм

Средства связи

радиостанция 71-ТК-1,
переговорное устройство ТПУ-3

Вооружение

76,2-мм пушка КТ-28, три 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

74 выстрела, 7938 патронов

Бронирование

лоб корпуса — 20 мм,
борт корпуса — 15 мм,
корма корпуса — 15 мм,

башня — 15 мм,
днище — 8 мм,
крыша — 8 мм

Мощность двигателя

500 л.с.

Скорость по шоссе

до 60/72 км/ч

Запас хода по шоссе

150/200 км

Запас хода по
пересеченной местности

100/150 км

Преодолеваемые препятствия

подъем — 35°,
высота стенки — 0,85 м,
ширина рва — 2,70 м,
глубина брода — 1,10 м

 

Т-29-5 обр. 1934 г.

Масса

24 т

Экипаж

5 человек

Длина

6530 мм

Ширина

3055 мм

Высота

2850 мм

Клиренс

450 мм

Средства связи

радиостанция 71-ТК-1,
переговорное устройство ТПУ-3

Вооружение

76,2-мм пушка ПС-3 или КТ-28, три 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

78 выстрелов, 6930 патронов

Бронирование

лоб корпуса — 30 мм,
борт корпуса — 20 мм,
корма корпуса — 30 мм,

башня — 20 мм,
днище — 6 мм,
крыша — 8 мм

Мощность двигателя

500 л.с.

Скорость по шоссе

до 54/61 км/ч

Запас хода по шоссе

150/200 км

Запас хода по
пересеченной местности

100/150 км

Преодолеваемые препятствия

подъем — 26°,
высота стенки — 0,85 м,
ширина рва — 3,00 м,
глубина брода — 1,10 м

 

Т-29 «эталонный» обр. 1935 г.

Масса

28 500 кг

Экипаж

6 человек

Длина

7324 мм

Ширина

3220 мм

Высота

2820 мм

Клиренс

500 мм

Средства связи

радиостанция 71-ТК-1,
переговорное устройство ТПУ-3

Вооружение

76,2-мм пушка Л-10, три 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

67 выстрелов, 6615 патронов

Бронирование

лоб корпуса — 30 мм,
борт корпуса — 20 мм,
корма корпуса — 30 мм,

башня — 20 мм,
днище — 10 мм,
крыша — 10 мм

Мощность двигателя

500 л.с.

Скорость по шоссе

до 56/57 км/ч

Запас хода по шоссе

250/300 км

Запас хода по
пересеченной местности

150/200 км

Преодолеваемые препятствия

подъем — 35°,
высота стенки — 1,20 м,
ширина рва — 3,30 м,
глубина брода — 1,40 м