Средний танк Т-44 был разработан в КБ завода №183 под руководством А.А. Морозова. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники.

От Т-34-85 новый танк отличался устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа.

Высоту силового отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного дизеля к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать двигатель на низкой, жесткой, но легкой подмоторной раме. В итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм по отношению к Т-34-85.

Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных катков на борт, ведущего колеса, колеса заднего расположения с пятью роликами (зацепление гребневое) и направляющего колеса с натяжным механизмом. В ходовой части применена индивидуальная торсионная подвеска опорных катков.

Двигатель соединялся с пятискоростной коробкой передач так называемой гитарой — повышающим редуктором из трех цилиндрических шестерен с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и передачи позаимствовали у «тридцатьчетверки». Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню (в целом подобную башне Т-34/85) в центр корпуса. На подбашенном листе освободилось место для люка механика-водителя, люк, как и шаровая установка курсового пулемета, был убран с лобового листа корпуса.

В таком виде Т-44 успешно прошел фронтовые испытания и его запустили на восстановленном танковом заводе №75 в Харькове.

В четвертом квартале 1944 года было изготовлено 25, а в 1945 году 880 танков этого типа. В 1946 году в связи с началом серийного производства танка Т-54 производство Т-44 прекратили. В боевых операциях Великой Отечественной войны танк Т-44 участия не принимал.

В 1945 году на базе Т-44 в опытном порядке был построен танк Т-44-100, вооруженный 100-мм пушкой Д-10Т. Масса танка возросла до 33,5 т, на люке заряжающего установили зенитный пулемет ДШК, ходовую часть защитили 6-мм экранами.

Серийно этот танк не производился, так как на подходе уже был Т-54. В 1944–1945 годах «Уралмашзаводом» на базе агрегатов Т-44 и Т-34 были построены и испытаны опытные образцы самоходок СУ-101 и СУ-102, вооруженные соответственно 100-мм и 122-мм пушками.

 

Масса

31800 кг

Экипаж

4 человека

Длина

7650 мм

Ширина

3180 мм

Высота

2412 мм

Ширина гусениц

500 мм

Опорная поверхность гусеницы

3820 мм
Вооружение 85-мм пушка ЗИС-С53, два 7,62-мм пулемета ДТМ
Боекомплект 58 снарядов, 1890 патронов

Коробка передач

6-скоростная

Бронирование

до 120 мм

Двигатель

12-цил. дизель В-44

Мощность двигателя

520 л.с.

Скорость по шоссе

до 51 км/ч

Запас хода по шоссе

300 км