Немецкие бронетанковые войска

Танковый парк Германии к началу Второй мировой войны насчитывал 3200 машин. Это были легкие танки РzKpfw I и РzKpfw II различных модификаций, а также средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV. Обозначение PzKpfw происходит от немецкого слова Panzerkampfwagen — «бронированная боевая машина». Кроме буквенного обозначения, серийным танкам присваивались порядковые номера, а модификации обозначались сокращением Ausf (от слова Ausfuehrung — «исполнение») и буквенным кодом. Кроме того, боевые, транспортные и специальные машины, как правило, получали обозначения, состоявшие из аббревиатур SdKfz (от слова Sonderkraftfahrzeug — «специальная машина») и порядкового номера.

Первые танки Вермахта создавались как средство реализации концепции «молниеносной войны». Поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника. Высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек немецких средних танков. Броневая защита фактически всех танков оказалась недостаточной. В итоге танки PzKpfw I, II и III были сняты с вооружения.

Радикально модернизованный PzKpfw IV оставался до конца войны ударной силой танковых дивизий. На фоне общего провала концепции «молниеносной войны» немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска. Происходил активный переход на производство принципиально новых типов танков. В 1942 г. появились танки PzKpfw V «Пантера» и PzKpfw VI «Тигр», а позднее и PzKpfw VI Ausf B «Тигр II» (или «Королевский тигр»).

Танкостроение Германии периода Второй мировой войны имело ряд характерных особенностей: выпускались танки трех типов: легкие — массой до 9 т; средние — массой до 26 т; тяжелые — массой от 45 до 70 т. С 1942 г. в танках применялись мощные для того времени длинноствольные артиллерийские системы калибра 75 и 88 мм. При создании бронетанковой техники использовались главным образом четырехтактные бензиновые двигатели мощностью до 600 л.с. Ведущие колеса на всех серийных танках находились впереди. Катки с индивидуальной торсионной подвеской располагались в шахматном порядке в ходовой части. Оптические приборы и средства связи отличались высоким качеством. Были созданы достаточно комфортные условия работы экипажа. Недочетами же являлись низкая манeвpeнность тяжелых машин, недостаточная надежность ходовой части.

Наряду с танками на вооружение Вермахта поступало большое количество самоходно-артиллерийских установок (САУ). Нередко их создавали на базе устаревшей германской или трофейной бронетанковой техники. Существовало несколько классов САУ: штурмовые орудия, орудия полевой артиллерии на бронированных самоходных шасси, истребители танков, зенитные самоходные установки реактивной артиллерии. Поскольку производство САУ в технологическом отношении требовало значительно меньше времени и средств, чем выпуск танков, то уже к 1944 г. доля САУ в общем объеме изготавливаемой бронетехники значительно возросла за счет сокращения производства танков.

Важным компонентом германской бронетехники были бронетранспортеры. На них пехота могла вести наступление вслед за танками, тесно взаимодействуя с ними в бою. Конструктивно бронетранспортеры Вермахта представляли собой импровизацию: на шасси легкого или среднего полугусеничного тягача монтировались броневые листы, защищавшие экипаж и десант от пуль и осколков снарядов и мин. На бронетранспортерах обычно устанавливалось различное вооружение: от легких пулеметов до противотанковых пушек. В итоге их наличие в войсках способствовало не только сокращению потерь личного состава, но и повышению боеспособности танковых и моторизованных соединений.

В годы Второй мировой войны германской промышленностью было выпущено значительное количество бронеавтомобилей. Они использовались как для ведения разведки, так и в качестве штабных машин, машин связи и базы самоходно-артиллерийских установок. Имелись относительно простые легкие двухосные броневики и тяжелые четырехосные полноприводные бронеавтомобили. Они являлись весьма совершенными для своего времени и не имели аналогов ни в одной армии мира.

Ряд бронированных боевых машин предназначался для ведения боевых действий и разведки. Производились и бронированные машины для перевозки снаряжения и боеприпасов, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, бронированные кабелеукладчики, прожекторные установки и многие другие специальные бронированные машины. Число произведенных в Германии танков и САУ ненамного превышало 50 000 единиц. В то же время в СССР только за годы Второй мировой войны было выпущено 109 100 танков и САУ, а в США и Англии — 135 100 и 24 800 единиц. Это означает, что германские танковые войска сражались с противником, превосходящим их по численности как минимум в пять раз!

 

Производство бронетанковой техники в Германии в
1940–1945 гг.

Тип техники/год

1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего1
Танки 1611 3178 4291 6158 8205 1057 27 401
Самоходно-артиллерийские установки 192 547 1794 5988 10 777 3439 22 737
Легкие бронемашины 155 436 654 472 21 2624
Тяжелые бронемашины 26 102 300 347 426 110 1655
Бронетранспортеры 476 1372 2574 7153 9486 1285 22 578
Всего 2460 5635 6639 20 118 18 915 5881 76 995

1. В этом столбце учтены также соответствующие образцы бронетехники, выпущенные до 1940 г.

Советские бронетанковые войска

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, танковые части Красной Армии оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов.

Из них следует прежде всего отметить танки семейства БТ. При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи, названная конструктором «модель 1940 года». Обладая исключительными скоростными данными и хорошей проходимостью, этот танк, а также последовавшие за ним модификации БТ-5 и БТ-7, вскоре стал основной машиной танковых частей Красной Армии. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна с 1932 по 1940 г. За эти годы было выпущено около 8 тыс. танков БТ. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось 12.

Другой основной танк Красной Армии — Т-26 — был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. Первоначально этот танк имел две пулеметные башни подобно его английскому аналогу. Затем обе башни были заменены одной, со спаренной установкой 37-мм пушки и 7,62-мм пулемета.

Вскоре вместо 37-мм пушки стали устанавливать более мощную 45-мм пушку образца 1932 г. В 1938 г. цилиндрическая башня была заменена конической, в том же году начали устанавливать на танк телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего было выпущено более 11 тыс. танков этого типа.

При непрерывном совершенствовании танков БТ и Т-26 советское танкостроение выпускало танки и собственной конструкции. В 1933 — 1934 гг. были созданы и запущены в серийное производство средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. На их внешнем виде еще сказывалось влияние 16-тонных танков «Индепендент» фирмы Виккерс, но в принципе это были уже оригинальные машины с отечественным вооружением, двигателем и другими механизмами.

Создание так называемых «малых» танков также началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы «Карден-Ллойд» (советское обозначение Т-27). Затем был налажен выпуск плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40 с броней толщиной около 10 мм. Различие между Т-37 и Т-38 заключалось в основном в конструкции отдельных механизмов. Каждый из них был вооружен одним 7,62-мм пулеметом. Танк Т-40 имел более мощный двигатель и 12,7-мм крупнокалиберный пулемет. Всего промышленностью было выпущено 2627 танков Т-37 и 1382 танка Т-38.

Опыт боев в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол показал, что общепринятое противопульное бронирование танков уже не отвечает требованиям времени. Таким образом, в 1937 г. на повестку дня встал вопрос создания танков с противоснарядным бронированием. Конструкции таких танков разрабатывались танковыми КБ Ленинградского Кировского завода и Харьковского паровозостроительного завода.

После испытания опытных образцов танков с противоснарядным бронированием (А-20, А-32, СМК, Т-100 и КВ-1) в декабре 1939 г. на вооружение были приняты тяжелый танк КВ-1 и средний танк Т-34 (Т-34 не имел опытного образца). Эти танки явились качественно новой ступенью в развитии советской и мировой танковой техники. В них оптимально сочетались огневая мощь, бронирование и подвижность. Впервые на серийных танках устанавливались дизельные двигатели, обладавшие бесспорным преимуществом перед карбюраторными. Важным достоинством новых танков было то, что их конструкции отвечали требованиям крупносерийного производства и позволяли осуществлять ремонт в полевых условиях.

С весны 1940 г. танковая промышленность СССР начала перестраиваться на выпуск новых танков.

Накануне нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 636 танков КВ-1 и 1225 танков Т-34. Всего на 22 июня 1941 г. в войсках имелось 23140 танков всех типов. К этому числу следует добавить примерно 4300 бронеавтомобилей, значительную долю среди которых составляли БА-6 и БА-10, по вооружению и бронированию не уступавшие легким танкам.

Широкомасштабное производство бронетанковой техники позволяло руководств Красной Армии формировать соединения танковых войск, способные решать все задачи в рамках глубокой наступательной операции. На разных этапах строительства танковых войск это были механизированные бригады, механизированные корпуса или моторизованные дивизии. В июне 1940 г., исходя из опыта войны в Западной Европе, было решено восстановить расформированные в 1939 г. механизированные корпуса как средство решительного маневра. В состав мехкорпуса новой организации входили две танковые и одна моторизованная дивизии, мотоциклетный полк, отдельные батальоны — связи и инженерный, а также авиационная эскадрилья. По штату военного времени корпусу полагалось иметь 36 тыс. человек личного состава, 1031 танк, в том числе 546 новых танков КВ и Т-34, 358 орудий и минометов, 268 бронемашин. Всего формировалось 29 мехкорпусов и 2 отдельные танковые дивизии. Танковая дивизия состояла из двух танковых, мотострелкового и артиллерийского полков, а также подразделений обеспечения и обслуживания. Ее штатная численность составляла 11343 человека, на вооружении состояло 375 танков, 60 различных орудий и минометов, а также другая техника. Моторизованная дивизия в составе двух мотострелковых, одного танкового и артиллерийского полков и подразделений обеспечения и обслуживания должна была насчитывать 11650 человек, 275 танков и около 100 орудий и минометов.

В ходе Великой Отечественной войны в связи с большими потерями бронетанковой техники в Красной Армии был осуществлен переход от крупных соединений к более мелким— бригадам, полкам и батальонам. Организация и вооружение танковой бригады в ходе войны неоднократно менялись, и лишь в ноябре 1943 г. были утверждены штаты, которые просуществовали до конца войны. Согласно им бригада состояла из трех батальонов танков Т-34, мотострелкового батальона и подразделений обеспечения и обслуживания. В бригаде числилось 1354 человека личного состава и 65 танков Т-34. С весны 1942 г. начали создаваться танковые корпуса в составе трех танковых и мотострелковой бригад, разведывательного батальона, дивизионов зенитной и реактивной артиллерии и подразделений обеспечения.

В сентябре 1942 г. начали формироваться механизированные корпуса, которые отличались от танковых наличием большего количества мотопехоты.

В мае — августе 1942 г. создаются первые четыре танковые армии, в которые первоначально, кроме танковых корпусов, входили и стрелковые соединения. С весны 1943 г. в состав танковых армий входят только подвижные соединения— 2 танковых и 1 механизированный корпуса.

В ходе войны бронетанковая техника непрерывно совершенствовалась. Огромное значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 г. 85-мм пушки, разработанной под руководством В.Г. Грабина. Развитие тяжелых танков ознаменовалось созданием танков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, равных которым не было ни в одной армии мира. Были созданы самоходно-артиллерийские установки, которых перед войной в Красной Армии фактически не имелось.

Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность изготовила около 97 700 танков и самоходно-артиллерийских установок.

В конце Второй мировой войны в танковых войсках Красной Армии насчитывалось 6 танковых армий, 14 отдельных танковых и 7 механизированных корпусов. На их вооружении находилось более 35 300 танков и самоходно-артиллерийских установок. Понесенные в ходе войны Красной Армией потери оцениваются в 63 229 танков и самоходно-артиллерийских установок.