Тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600 выпускался Таганрогским Инструментальным заводом в период с 1935 по 1943 года. Несмотря на переданные документы на производство мотоцикла, созданного в Харькове, ТИЗ решил копировать английский BSA-600. Для этого создали группу разработчиков новой документации во главе с инженером Я. Каганом, на помощь ей прислали специалистов из Москвы и Харькова, и они в 1935 году изготовили рабочие чертежи модифицированного мотоцикла. В следующем году собрали первые машины, причем часть деталей к ним поставляли другие предприятия.

Например, аккумуляторы шли из Саратова, фары — из Горького. Правда, через некоторое время в Киржаче построили специализированный завод, выпускавший фары для автомобилей и мотоциклов. BSA-600 предназначался для езды по хорошим европейским дорогам, поэтому трубчатую раму «тиза» пришлось усиливать. Впрочем, его совершенствование продолжалось в течение всего выпуска и завершилось только в 1940 году. ТИЗ-АМ600 явился первым отечественным мотоциклом с четырехступенчатой коробкой передач и с трубчатой дуплексной рамой. Машины этой марки поступали в подразделения Красной Армии, их не раз показывали на военных парадах.

 

Пришлись они по душе и спортсменам, выступая на соревнованиях в классе тяжелых мотоциклов, они нередко обходили соперников, восседавших на более мощных «ПМЗ-750». В конструкции не использовался алюминий и другие дефицитные драгоценные металлы. И все же у мотоцикла было немало недостатков. Например, коляску, особенно по проселку, он тянул с трудом.

В военное время производство машины было развернуто в Тюмени. Серийный номер мотоцикла дан по объему двигателя — порядка 595 см³. ТИЗ-АМ600 зарекомендовал себя очень надежной машиной.

Масса

185/205 кг

Мощность двигателя

16 л.с.

При оборотах:

3800 об/мин

Рабочий объем

595 см³

Число тактов

4

Диаметр цилиндра

85 мм

Стопень сжатия

4,8–5

Ход поршня

108 мм

Размер свечей

18 мм

Карбюратор

МК-17 (типа Амаль)

Зажигание

магдино МД-1

Аккумуляторная батарея

6V3MТ-16

Трансмиссия

цепная

Высота сиденья

700 мм

База

1420 мм

Клиренс

125 мм

Коробка передач

4-х скоростная

Диапазон скоростей

13–95 км/ч

Шины

4x19"

Давление в шинах

1,5/2 атм (передняя/задняя)

Запас топлива

17 л

Расход топлива

5,7 л/100 км