Полностью соответствовавшая тактико-техническим требованиям ГАУ и принятая на вооружение Красной Армии дивизионная пушка Ф-22УСВ по мнению самих разработчиков являлась лишь переходной моделью к более легкой и технологичной дивизионной пушке с использованием унитарного патрона пушки образца 1902/30 гг. Зная отрицательное мнение ГАУ по вопросу дальнейшего производства 76,2-м дивизионных пушек, В.Г. Грабин решил разрабатывать новую пушку в инициативном порядке, не информируя о работе над ней ни ГАУ, ни Наркомат вооружения.

Проектирование новой пушки было начато в конце 1940 г. после успешно проведенных испытаний 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Как и большинство противотанковых пушек, она была компактной, имела легкий и прочный лафет, который вполне мог быть использован при создании дивизионной пушки. В то же время для пушек Ф-22УСВ был разработан технологичный ствол с хорошими баллистическими характеристиками. Так что в принципе конструкторам осталось лишь наложить на лафет пушки ЗИС-2 ствол пушки Ф-22УСВ, снабдив его дульным тормозом для снижения нагрузок на лафет. Параллельно с проектированием пушки решались вопросы технологии ее производства, велась отработка изготовления многих деталей литьем, штамповкой и сваркой. По сравнению с УСВ трудозатраты при изготовлении одного такого орудия уменьшились в 3 раза, а стоимость пушки сократилась более чем на треть.

В начале 1941 года новая пушка, получившая заводское обозначение ЗИС-3, выдержала заводские испытания и... была спрятана под брезентом в углу опытного цеха. Огромные потери в материальной части, понесенные советской артиллерией в первые месяцы Великой Отечественной войны, заставили советское правительство срочно восстанавливать производство 76,2-мм дивизионных пушек Ф-22УСВ. Кроме Приволжского завода, где располагалось конструкторское бюро В.Г. Грабина, такое задание в июле 1941 года получил и сталинградский завод «Баррикады» (первые 130 пушек УСВ были изготовлены здесь в сентябре 1941 года, а начиная с января и до подхода немецких войск к Сталинграду завод выпускал по 1000 пушек в месяц). Понимая, что для восстановления боеспособности дивизионной артиллерии наиболее предпочтительным является запуск в производство ЗИС-3, а не УСВ, В.Г. Грабин пытался «легализовать» ЗИС-3, представив ее 22 июля 1941 года в Москве маршалу Кулику.

Несмотря на то, что пушка произвела хорошее впечатление, Грабин получил указание вернуться на завод и давать больше тех пушек, которые идут в производстве, то есть УСВ. Вернувшись на завод, Грабин по согласованию с директором завода Еляном принял фантастически смелое решение: запустить в производство ЗИС-3 под свою ответственность. Работа была организована таким образом, что детали ЗИС-3 изготавливались параллельно с деталями УСВ. При этом никто, кроме узкого круга посвященных, не знал, что в производство пошла новая пушка. Единственная деталь, которая могла вызвать подозрение, — дульный тормоз — изготовлялась в опытном цехе.

Как и ожидалось, представители военной приемки отказались принимать «нелегальные» пушки без разрешения ГАУ, начальником которого в ту пору уже являлся генерал-полковник артиллерии Н.Д. Яковлев. Они направили соответствующий запрос в ГАУ. ГАУ длительное время медлило с ответом, в цехах скапливались все новые пушки ЗИС-3, и в конце концов начальник военной приемки на заводе И.Ф. Телешов дал команду принимать эти пушки. Официально пушка была принята на вооружение Красной Армии лишь в начале 1942 г., когда Грабин, воспользовавшись удачной ситуацией, представил пушку И.В. Сталину. Сталин распорядился провести войсковые испытания пушки и по результатам принять соответствующее решение. В это время во фронтовых частях уже имелось не меньше тысячи пушек ЗИС-3.

Запуск в производство ЗИС-3 позволил организовать изготовление пушек поточным методом (впервые в мире) с резким увеличением производительности. Приволжский завод 9 мая 1945 года рапортовал партии и правительству о выпуске 100-тысячной пушки ЗИС-3, увеличив производственную мощность за годы войны почти в 20 раз.

На вооружении частей Красной Армии имелось три разновидности пушек ЗИС-3: пушка с затвором от 57-мм противотанковой пушки с кнопочным спуском, кнопка которого помещается в маховике поворотного механизма; пушка с упрощенным затвором и рычажным спуском, с углом возвышения 27°; пушка с упрощенным затвором, но с предельным углом возвышения 37°. Между этими видами пушек существовали еще небольшие конструктивные различия.

Основными снарядами для стрельбы из пушки являются дальнобойная осколочно-фугасная граната и бронебойный снаряд. В соответствии с поставленными задачами могут быть использованы шрапнель, подкалиберный, кумулятивный, зажигательный, дымовой и другие снаряды. Наибольшая дальность стрельбы дальнобойной осколочно-фугасной гранатой ОФ-350 равна 13290 м. Дальность прямого выстрела при стрельбе дальнобойной осколочно-фугасной гранатой и бронебойным снарядом 820 м (при высоте цели 2 м). При разрыве осколочно-фугасной гранаты образовывалось 870 убойных осколков с радиусом сплошного поражения 15 м (немецкий 75-мм осколочно-фугасный снаряд давал 765 осколков с радиусом сплошного поражения 11,5 м). На дальности 500 м при угле встречи 90° бронебойный снаряд пушки пробивал броню толщиной 70 мм.

Маневренность огня обеспечивается лафетом с раздвижными станинами, допускающими наибольший угол возвышения 37°, угол склонения 5°, угол горизонтального обстрела 54°. Скорострельность пушки благодаря полуавтоматике достигает 25 выстрелов в минуту.  Натренированным расчетом перевод пушки из походного положения в боевое и обратно производится в 30–40 секунд.

Пушку можно перевозить механической и конной (шестеркой лошадей) тягой. Для перевозки пушки применялись грузовые автомобили ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5 и другие.
Перевозить пушку механической тягой разрешалось со скоростью: по шоссе до 50 км/ч, по проселочным дорогам — до 30 км/ч, по бездорожью — до 10 км/ч. Конной тягой пушка перевозилась со скоростью 8–10 км/ч.

76,2-мм дивизионная пушка обр. 1942 г. (ЗИС-3) успешно использовалась частями Красной Армии в течение всей Великой Отечественной войны. Эта пушка по праву оценивалась специалистами, в том числе и немецкими, как одна из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии. В послевоенное время она состояла на вооружении Советской Армии и армий многих других стран мира. Ее изображения и сегодня мелькают в кадрах видеорепортажей из горячих точек планеты.

 

Масса в боевом положении

1200 кг

Масса в походном положении

1850 кг

Калибр

76,2 мм

Начальная скорость снаряда

680 м/с

Угол возвышения

от –2° до 37°

Угол горизонтального обстрела

54°

Скорострельность

до 25 выстр./мин

Скорость транспортировки

до 50 км/ч

Дальность стрельбы

до 13290 м

Дальность прямого выстрела

до 820 м

Бронепробиваемость

(при угле встречи 60° на дальности 500 м)

70 мм

Вес снаряда

3020–6500 г